О моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Бизнес / Ритейл

Факторы востребованности

Перспективы развития fashion-франчайзинга в новых экономических условиях
PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

О трендах в развитии франчайзинга и востребованных в России направлениях модного бизнеса рассказывает Наталья Чиненова, руководитель магистерской программы «Менеджмент и маркетинг в индустрии моды» НИУ ВШЭ, главный консультант по бизнес-технологиям в ритейле, ведущий эксперт направлений франчайзинга и дистрибуции Fashion Consulting Group.

franchise-1.jpgБизнес по франчайзингу всегда являлся одним из наиболее перспективных направлений. В 2018 году суммарный оборот франчайзинга составил в Европе 24,5 млрд евро, в Америке — 874,3 млрд долларов. При этом 63% франчайзи работают в сфере товаров и сервиса. И если в Америке более популярна франшиза услуг, то в Европе все более востребованы франшизные предложения дисконтных розничных сетей, товаров для покупателей преклонного возраста и экотоваров. Одна из причин, по которой бизнес по франшизе остается популярным на протяжении многих лет, — минимизация риска банкротства. По статистике, менее 5% франчайзинговых компаний в Европе и Америке терпят неудачу, в то время как от 30% до 50% малых предприятий, работающих не по франшизе, закрываются в течение первого года — и только у 20% срок существования превышает пять лет.

Индустрия франчайзинга быстро и активно растет: все больше франчайзи владеют несколькими направлениями бизнеса и различными франшизами, внедряются лучшие технологии в магазинах и формируются новые бизнес-модели.

В развитии франчайзинга существует несколько главных трендов.

Появление мультибрендовых франчайзи. Все больше франчайзи начинают приобретать несколько франшиз, поскольку такая стратегия позволяет увеличить доходы и повысить устойчивость бизнеса в условиях экономической нестабильности.

Бизнес в бизнесе. Происходит «сжимание» торговой площади, и развивается франшиза корнеров в мультибрендовых магазинах, дисконтных центрах и универмагах. Представьте, что вы открываете франшизу в уже существующем магазине — здесь есть прямой доступ к потребителям, которые делают покупки. Более того, в работающем торговом пространстве решены вопросы основных бизнес-потребностей: вывоз мусора, уборка, охрана и пр. Нетрадиционный подход «магазин в магазине» служит нескольким целям: ставит магазин франчайзи в центр внимания большего количества потребителей; делает существующую торговую площадку более удобной и интересной для покупателей; позволяет магазину-арендодателю получать доход от сдаваемой в аренду площади — вместо расходов на введение и обслуживание новой группы товаров. Модель беспроигрышная. Потребители получают мгновенный доступ к нужным им магазинам, а франчайзи могут подключаться к базам клиентов других предприятий.

bata.jpg

Внедрение цифровых технологий. Технологии быстро меняются, но и индустрия франчайзинга идет в ногу со временем. Для некоторых франчайзи, которые уже несколько лет владеют и управляют бизнесом, переход от аналоговых технологий к цифровым выглядит как шаг назад. Например, некоторые из них чувствуют себя более комфортно используя кассовый аппарат, а не обновленную модель торговой точки. Но владельцы брендов активно поощряют франчайзи, готовых к диджитализации бизнеса.

Конвергенция офлайн- и онлайн-каналов продаж. Покупатели выбирают товар офлайн и приобретают онлайн — и наоборот. Для франчайзи важно, чтобы покупка была осуществлена в его магазине и принесла прибыль именно его бизнесу. Поэтому взаимоотношения держателей бренда и франшизополучателей выходят на новый уровень, изменяя систему взаиморасчетов и вознаграждения.

Повышение клиентоориентированности. Цель предпринимателя — не только создать универсальный продукт, который будет привлекателен для многих потребителей, но и позаботиться о сервисе, адаптируясь к запросам покупателей. Именно франчайзи, владеющие небольшим бизнесом, проявляют максимальную клиентоориентированность, возрождая традиции «магазина около дома», зная покупателей в лицо и уделяя каждому постоянному посетителю максимальное внимание.

Наибольший успех на рынке обеспечен тем франшизам, которые соответствуют новым требованиям и позволяют франчайзеру и франчайзи зарабатывать вместе. Если говорить о модном франчайзинге, то в авангарде по-прежнему остаются такие бренды, как Bata (6700 франчайзинговых магазинов), Benetton (6000), Geox (10 000 корнеров), Esprit (6332). В России, в соответствии с требованиями рынка и мировыми трендами, успехом и популярностью будут пользоваться следующие предложения fashion-франчайзинга.

shop_1LQ_3.jpg

Минимальные инвестиции. Сегодня неинтересно вкладывать большие деньги в огромные торговые площади, дорогостоящие ремонт, оборудование и неизвестные товары. Рынок перенасыщен продуктовыми предложениями, а маркетплейсы открывают точки доставки, работающие как мини-магазины, даже в самых отдаленных и небольших городах России. Франшиза — это отлично, но чем ниже вступительный порог, тем она привлекательнее.

Маленькие торговые площадки. Чем меньше площадь, тем ниже затраты на ее обслуживание и содержание. И товаров нужно не так много, и риски значительно меньше. К тому же, покупателям маленькие магазины кажутся более «домашними» и привлекательными.

Отсутствие конкуренции с онлайн-ритейлом. Если держатель торговой марки предлагает одинаковые товары и во франчайзинговую сеть, и в онлайн-маркетплейсы, то франчайзи просто не выживет.

Обучение и сервис. Для франчайзи очень важно идти в ногу со временем, уметь продавать товары, знать их отличительные особенности и преимущества. Скорость доставки в случае заказа, сверка бухгалтерских расчетов, возврат нереализованных товаров — все это играет огромную роль при выборе франшизы.

Гарантия работы по франчайзингу. Наш российский рынок — особенный. Франшиза одежды и обуви пережила ряд серьезных потрясений, когда популярные торговые марки сначала открывали бизнес по франчайзингу, а потом забирали франшизу, выкупая или закрывая магазины партнеров, поскольку «изменилась стратегия». Гарантия «незакрытия» — один из важных факторов успешности франшизного предложения.

Какие направления модного бизнеса могут быть сегодня популярными и востребованными в России?

Безусловно, как и во всем мире, в первую очередь — франчайзинг магазинов-дискаунтеров. В нашей стране не развиты продажи товаров second hand, хотя на Западе этот бизнес процветает. Из дискаунтеров известна и популярна сеть Familia, но у нее формат крупного универмага. Так что поле для деятельности огромное: стоки, товары, бывшие в употреблении, комиссионные магазины, товары на вес — все это разновидности бюджетных продаж, которые могут быть востребованы сегодня. К сожалению, подобных предложений франчайзинга у нас просто не существует.

Не менее интересным предложением франчайзинга являются магазины дизайнерской одежды. Например, ТМ Apricot Lane Boutique по итогам 2018 года признана одной из наиболее перспективных и развивающихся франшиз в Америке — это магазин одежды от молодых марок. Дизайнерская одежда интересна еще и возможностью коммуникации через социальные сети, ограниченными партиями товаров, то есть всем тем, что актуально для покупателей. Важно, что здесь не нужны большие площади, а значит, и большие инвестиции.

Apricot-Lane-Boutique.jpg

«Скромная мода». Это новое направление в одежде, которое захватывает все большую целевую аудиторию. Женственность, скромность, длинная юбка, рукав на блузе, — только не «бабушкин вариант», а стильный и элегантный. Пока таких предложений франшизы нет, но, учитывая всевозрастающий интерес к этому направлению со стороны покупателей, предполагаю, что вскоре они появятся.

Франшиза детских товаров, одежды и обуви для детей. В России не принято экономить на детях, во всех торговых центрах существуют огромные детские площадки, чего нет в странах Европы. Детей появляется все больше, а вот ярких и интересных предложений по франчайзингу, соответствующих интересам не только держателей торговых марок, но и региональных бизнесменов, мало. Хотя это весьма перспективный и прибыльный бизнес.

Франшиза обуви и одежды, подлежащей маркировке КИЗ (контрольным идентификационным знаком). С введением КИЗ большинство нелегальных торговцев должно уйти из регионов, просто из опасения попасть на высокие штрафные санкции. У небольших ИП, которые владели павильонами на рынках или магазинчиками в местных торговых центрах, не будет возможности закупать товары на «Садоводе» или в «Южном Дворе». Выход — закрывать бизнес или искать франшизу. И если на нашем рынке появятся франшизные предложения, соответствующие международным трендам и запросам российских предпринимателей, то они, безусловно, будут востребованы.

Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний