Лучшее лечение – это профилактика
Антон Миролевич, адвокат адвокатской палаты Москвы, партнер фирмы «Лящевский, Миролевич и партнеры», объясняет, как защититься от подделок.
Антон, опираясь на ваш опыт, вы можете сказать, что проблема контрафакта характерна для российского
Проблема контрафакта актуальна всегда. И не только в России. Как только появляется успешный бренд, его начинают копировать. Причем, не всегда такие «копировщики» озадачиваются переработкой (привнесением в дизайн
Расскажите, какие законы по борьбе с распространением контрафакта действуют сегодня в России.
Авторы для целей защиты своих прав могут пользоваться достаточно широким набором законов. Начнем с
В судебной практике случаи осуждения лиц, виновных в нарушении прав участников рынка
Также к эффективным способам защиты можно отнести обращение в прокуратуру, если контрафактная продукция распространяется через интернет. У прокуратуры есть право обращения в суд в защиту неопределенного круга лиц. И на практике, фактически в интересах потребителей, данный орган обращается в суд с требованием о блокировке ресурса, посредством которого производится продажа контрафакта.
Логика достаточно простая. Как следует из ст. 15.1 Федерального закона №
Кроме вышеперечисленных способов защиты, правообладатель может обратиться в суд с иском о возмещении вреда непосредственно к нарушителю.
Перечень способов защиты объектов нематериальных прав сформулирован в ст. 1250–1252 ГК РФ. Прежде всего, перед обращением в суд необходимо зафиксировать факт нарушения. Проще всего это сделать при осуществлении продаж через интернет. В этом случае доказательством нарушения прав будет являться протокол осмотра нотариусом
Впрочем, Верховный суд РФ пояснил, что надлежащим доказательством осмотра будут являться также простые скриншоты страницы. Вместе с тем, для большей устойчивости доказательств по делу все же лучше проводить именно нотариальные осмотры. Там точно будет зафиксирована дата осмотра и его алгоритм. Оспорить это доказательство крайне проблематично.
Дальше уже сторона ответчика обязана будет доказать факт того, что нарушения прав не было. Как правило, нарушитель представляет доказательства, что объект права был создан им раньше, чем истцом (если конкретная единица продукции не сильно известна широкому кругу лиц), либо заявляет о наличии переработки.
В части переработки существует два подхода в судебной практике — один указывает, что переработка образует самостоятельный объект защиты, так как фактически создается новый объект права путем привнесения изменений в уже существующий объект. Второй — что переработка не образует нового объекта права, как следствие — имеется нарушение, за которое необходимо заплатить.
Исходя из анализа судебной практики, можно сделать вывод, что зачастую суды встают на сторону правообладателя.
С нарушением своих авторских прав
Естественно, лучшее лечение — это профилактика. Поэтому каждому бренду желательно осуществлять мониторинг рынка с целью выявления фактов продажи контрафактной продукции. Современные программные продукты могут автоматизировать данный процесс в интернете. Также мониторинг необходимо проводить посредством анализа продукции непосредственно в предприятиях торговли.
Кроме того, для целей создания препятствий в воспроизведении контрафактной продукции необходимо вводить в состав товара тяжело копируемые элементы (микронадписи, голограммы, иные элементы, считываемые только посредством специальной аппаратуры).
Последнее кстати, упростит доказывание в суде при рассмотрении дела о нарушении интеллектуальных прав и взыскании компенсации за нарушенное право.
Ну и, конечно, любой факт нарушения прав необходимо жестко пресекать в судебном порядке — распространение контрафактной продукции в конечном счете снижает уровень доверия к бренду за счет использования более дешевых материалов и влечет сокращение объема продаж. Именно поэтому экономия на судебных издержках неминуемо негативно скажется на размере выручки производителя.
Антон, можете привести пример из российской судебной практики?
В качестве примера споров в сфере
Рассматривая дело, суд исходил из того, что образцы одежды истца и образцы, продаваемые ответчиком, очевидно схожи. Суду даже не понадобилась экспертиза — установление сходства осуществляется судом по результатам сравнения товарного знака и обозначения (в том числе по графическому, звуковому и смысловому критериям) с учетом представленных сторонами доказательств по своему внутреннему убеждению. При этом судом учитывалось, в отношении каких элементов имеется сходство — сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения. Тут необходимо отметить, что
По итогам рассмотрения дела суд признал факт нарушения нематериальных прав доказанным. Согласно пункту 4 статьи 1515 ГК РФ за незаконное использование товарного знака правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: 1) в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; 2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
Рассматривая дела о взыскании компенсации, суд, по общему правилу, определяет ее размер в пределах, установленных ГК РФ (абзац 2 пункта 3 статьи 1252). С учетом обозначенных законоположений, судом вынесено решение о взыскании с ответчика компенсации за нарушение прав истца.
Таким образом, можно подытожить: для отстаивания интересов участников
Материал подготовлен Натальей Мироновой