Коммерческий директор компании AKFA Алексей Чернышев объясняет, как сохранить свой бизнес и перейти на белый импорт
За последние 2–3 года большинство компаний, торгующих импортными обувью, одеждой, тканями и аксессуарами, столкнулись с целым рядом проблем. Это и введение системы маркировки «Честный ЗНАК», и тренд прозрачности бизнеса, и усиление контроля со стороны контролирующих органов/регуляторов. Все это значительно проредило торговый бизнес, выбросив за борт не только множество мелких предпринимателей, но и достаточно крупные сети и бренды, а оставшимся на плаву — добавило сложностей в работе.
Перечислим трудности, которые усложнили ведение торгового бизнеса в России:
банки не только не финансируют, а даже отказываются обслуживать компании, чей бизнес непрозрачен;
таможенные органы активно занимаются постконтролем и внимательно изучают историю попадания товара на полку.
В качестве примера можно привести письма от ООО «Купишуз», полученные многими поставщиками товаров маркетплейсу Lamoda весной нынешнего года. В них приводились претензии таможенной службы к полученным на товар документам и предлагалось предоставить подтверждающие факт таможенного оформления документы. В противном случае, как сообщалось в письмах, «товары, факт таможенного декларирования которых не подтвержден после получения возражений на акт проверки, будут изъяты таможенной службой и вывезены со склада Lamoda».
Введение системы маркировки ряда товаров кодами «Честный ЗНАК», которую сначала большинство обувных компаний не воспринимало всерьез, стало суровой реальностью. Следующие в очереди на маркировку — отдельные категории продукции легкой промышленности. Необходимо понимать, что и дальше система прослеживаемости товаров будет только расширяться. Все мы знаем о лазейках, которые используют импортеры, чтобы не усложнять процедуру подготовки товара к отгрузке нанесением контрольных марок. Увы, период использования марок, полученных по упрощенному атрибутивному составу, завершается, так как нельзя запастись марками на всю жизнь. За полгода большинство клиентов уже исчерпало свои запасы и вынуждено озадачиться получением правильных кодов маркировки на одежду и домашний текстиль.
Помимо самих марок есть масса специфических требований к одежной этикетке, которые также необходимо соблюдать при процедуре импорта. Налоговая инспекция получает все больше технических возможностей мониторинга и уже активно анализирует движение средств по счетам предпринимателей.
Офлайн-продажи замещаются онлайн-торговлей на фоне усиления роли маркетплейсов. Этот тренд наблюдался и до пандемии, но введенные пандемические ограничения значительно усилили его. Причем интернет-продажи происходят через пятерку крупнейших маркетплейсов, которые одним нажатием на кнопку блокируют реализацию товара, если усомнятся в его легальности. Поэтому многие собственники компаний сейчас приняли решение провести ревизию своих отношений с импортным товаром и понять: а все ли у меня в порядке? Именно для них мы подготовили пошаговый чек-лист проверки для товара, произведенного за границей и привезенного в РФ для дальнейшей продажи.
Шаг 1. Подтверждающая документация
Необходимо убедиться, что вы можете документально восстановить/подтвердить цепочку поставок импортного товара от момента пересечения границы Таможенного союза.
Всего может быть три принципиальных варианта приобретения юридическим лицом иностранного товара: договор купли-продажи между двумя российскими юридическими лицами; агентский договор с импортером; внешнеторговый контракт с иностранным поставщиком.
Убедились в наличии у вашей компании подобных договоров? Отлично! Если же у вас нет такого документального подтверждения, то сотрудники AKFA помогут вам определиться с оптимальным для вашей компании типом договора. Кстати, еще они знают все нюансы дистрибьюторских соглашений, агентских договоров, оферт и прочей экзотики, которая вводит в транс любого штатного бухгалтера и юриста!
Шаг 2. Право на товарный знак
Без него нельзя не только реализовывать, но и импортировать товар. То есть, если вы закупили товар, но не проверили наличие правообладателя на территории РФ, вас может ожидать неприятный сюрприз в момент подачи таможенной декларации.
Убедитесь, что вы имеете право реализовать товар с точки зрения правообладателя торговой марки. Есть все разрешения в оригинале, а даты не просрочены? Торговые марки и правообладатели зарегистрированы в ТРОИС (таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности)? Если да, вы можете быть спокойны.
Если нет, то эксперты AKFA проконсультируют вас по вопросам процедуры включения товарного знака в ТРОИС. Сама процедура непростая, поэтому лишь упомянем, что компании-правообладателю необходимо подать заявление и предоставить в ФТС России пакет документов, в том числе документы, содержащие следующую информацию:
сведения об организации-правообладателе товарного знака и о том, что правообладатель является действующим;
сведения о представителях правообладателя, которые от его имени могут взаимодействовать с таможенными органами;
подтверждение наличия исключительного права на товарный знак, в том числе копия свидетельства о регистрации знака, справка из ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности) или международного бюро ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности), а также сведения об отчуждении знака или выдаче лицензий на использование знака;
сведения об оригинальных товарах и лицах, которые имеют право на ввоз и реализацию товаров, перечень таможенных постов, через которые товар провозится (право на ввоз товара предоставляет сам правообладатель, в таможенный орган подается перечень лиц, которым предоставлено такое право);
сведения о контрафактных товарах (описание контрафактных товаров, документы, подтверждающие ввоз контрафакта), нарушителях, а также таможенных постах, где существует вероятность совершения правонарушения;
и наконец, договор страхования имущественной ответственности на сумму не менее 300 000 рублей.
Шаг 3. Сертификация
Уверены ли вы в том, что, затратив массу времени, сил и средств для оформления разрешительной документации, вам не придется нести дополнительные расходы по причине отсутствия нужного документа в момент оформления импорта товара?
Наличие деклараций соответствия на большинство товарных позиций вашей ассортиментной матрицы еще не гарантирует беспрепятственную процедуру таможенной очистки. Например, вы заявили лосины как легинсы и не подумали о том, что отсутствие шва на изделии автоматически переводит продукт в категорию одежды первого слоя, требующей оформления сертификата соответствия, и ввезти его по декларации невозможно. Избежать такой неприятности можно, только получив консультацию высококвалифицированного эксперта. И такие специалисты есть в компании AKFA.
Шаг 4. Маркировка ТР ТС
Маркировка согласно ТР ТС (Технический регламент Таможенного союза) должна быть обязательно нанесена на товар и упаковку!
Шаг 5. Маркировка «Честный ЗНАК»
На вашей продукции имеется маркировка «Честный ЗНАК», и она полностью коррелируется с шагами 1–4 проверки?
Торговые обувные компании живут с этим последние два года.
Шаг 6. Выбор подрядчика
Выбор программы и подрядчика по маркировке остается за собственником/ руководителем компании. Все партнеры, которые организовывали импорт, логистику и таможенное оформление вашего товара, заслуживают вашего доверия?
Это один из ключевых вопросов. В наше время, когда рвутся торговые связи, сложившиеся транспортные маршруты дают сбои (два ярких примера 2021 года: блокировка Суэцкого канала и обрушение моста на Транссибирской железнодорожной магистрали), а ФТС России меняет места таможенного оформления товаров, подрядчик по доставке и таможенной очистке товара становится основным звеном.
Кому доверить доставку товара из-за рубежа — и фактически весь свой бизнес? Необходим надежный, стабильный подрядчик с экспертным опытом работы и высокими компетенциями. Такой, как компания AKFA, которая известна глубоким пониманием болей и потребностей бизнеса благодаря обширному профессиональному бэкграунду сотрудников. Это подтверждает и статистика — в 2019–2020 годах компания сумела стать лидером рынка и обеспечила решение вопросов по доставке и импорту в Россию для большинства обувных компаний. Также AKFA активно работает с другими видами товаров — одеждой, тканями, аксессуарами — и заслужила репутацию надежного партнера по ВЭД. Неслучайно среди клиентов AKFA есть как совсем небольшие торговые компании, так и лидеры рынка.
Российская компания AKFA основана в 1994 году. Является компанией-импортером, уполномоченным экономическим оператором, который специализируется на импорте и таможенном оформлении обуви, одежды, тканей, аксессуаров. Разработала собственное решение для маркировки обуви. В 2019–2021 годах AKFA ввезла в Россию и промаркировала товары для сотен брендов одежды и обуви.
За помощью и консультацией по вопросам импорта обуви, одежды, тканей в Россию обращайтесь по следующим контактам: