Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Статьи

Врата Кавказа

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru


Административный центр Ставропольского края всего на полвека с небольшим моложе Северной столицы России. Если расположенный в устье Финского залива Петербург называют «окном в Европу», то разместившийся на холмах и распадках Ставропольской возвышенности город окрестили «вратами Кавказа». Сегодня пятисоттысячник, оказавшийся на пересечении автомагистралей, связавших Ростов, Астрахань, Элисту и Черкесск, уверенно держит позиции быстрорастущего промышленного и социального северокавказского города.

Stavropol_Galleria (2).jpgВ 2013 году Ставрополь занял первое место во Всероссийском конкурсе самых благоустроенных поселений России в категории административных центров субъектов федерального значения. В 2014-м вошел в топ-3 общероссийского рейтинга быстрорастущих городов, по версии РБК.

В Ставрополе, численность населения которого составляет около 426 тысяч человек, формируется 52% оборота розничной торговли, осуществляемой на территории края. По итогам 2014 года товарооборот в городе составил 240,4 млрд руб. (+0,6% по сравнению с 2013-м); на 90,4% он формируется в 4,7 тыс. стационарных предприятий, 2,9 тыс. из них (в том числе 1800 непродовольственных, 340 объектов мелкорозничной сети) работает в сфере торговли и занимает площадь не менее 500 тыс. м². Кроме того, в городе действуют 8 розничных рынков на 4,5 тыс. торговых мест.

Stavropol_Galleria (1).jpg

В 2014 году в эксплуатацию введено 110 объектов торговой инфраструктуры площадью 55 тыс. м², в том числе два гипермаркета на улицах Краснофлотская и Доваторцев, ТЦ «Маршал» на Тухачевского и ТРК «Проспект» на Кулакова, супермаркет «Закрома» в Южном обходе. «На потребительском рынке Ставрополя функционируют стационарные предприятия розничной торговли различных современных форматов: магазины шаговой доступности, дискаунтеры, супермаркеты, гипермаркеты, торговые центры и комплексы, – рассказывает руководитель комитета муниципального заказа и торговли администрации Ставрополя Алексей Ломанов. – Обеспеченность населения площадью торговых объектов на одного жителя составляет 1,11 м², что превышает средний показатель по России в два раза»

.

Торговые площадки

Среди старейших торговых площадок города – «Пассаж» и «ЦУМ Ставрополь». «Пассаж», построенный местными купцами Меснянкиными и открытый в 1910 году, помимо собственно торговых помещений, включал в себя кинематограф на 200 мест, городской театр на 600 мест и ресторан. Сейчас здесь размещаются краевая филармония и ТЦ, объединивший магазины одежды, обуви и ювелирных изделий с ателье и ремонтными мастерскими.

TSUM_STAVROPOL (2).jpgОснованный в 1982 году ставропольский ЦУМ (GLA 9 тыс. м²) больше соответствует современному торговому формату. В 2006–2008 гг. проведена реконструкция здания и осуществлен реконцепт. Сегодня здесь установлены эскалаторы и пассажирские лифты, вся торговая территория является зоной wi-fi. Рядом расположены охраняемые муниципальные автомобильные парковки общей вместимостью до 250 машино-мест. Среди представленных в «ЦУМ Ставрополь» узнаваемых марок – Cop.copine, Zarina, Befree, Levi’s.

В 2006–2008 гг. построены основные крупнейшие торговые центры города: ТРЦ «Москва» (GLA 18 тыс. м²), ОРТЦ «Ставрополь» (GLA 15 тыс. м²), ТОРК «Галерея» (GLA 11,4 тыс. м²), МЦ «Космос» (GLA 10 тыс. м²), ТРЦ «Ниагара» (GLA 5,6 тыс. м²).

2-Charuel Stavropol2.jpgОдин из лидеров рынка коммерческой недвижимости, трехэтажный мегацентр «Космос», предлагает 85 торговых точек одежды, обуви, аксессуаров, электроники, а также семейный развлекательный центр Crazy Park и парковку на 850 машино-мест. 40% работающих здесь федеральных операторов представлены эксклюзивно, в том числе в fashion-сегменте: «Детский мир», Mango, Calvin Klein, Nike, Naf-Naf, Carlo Pazzolini, Calzedonia. Сейчас строится вторая очередь МЦ – пятиэтажный комплекс, включающий в себя торговую галерею, детский развлекательный центр, мультиплекс, гипермаркет, крытый бассейн, подземную парковку.

«Ставрополь – один из лидеров в сфере строительства, и если такие темпы сохранятся до 2020 года, город может увеличиться в 1,5 раза, – подчеркивает руководитель партнерского магазина Charuel в Ставрополе Василий Михайлец. – Для того чтобы город гармонично развивался, нужны в том числе современные ТЦ регионального масштаба. Сейчас в этом направлении движется только МЦ «Космос», но он все еще в стадии строительства. Остальные ТЦ города представляют доморощенные мультибренды с дорогим ширпотребом из Турции или Китая и никак не развиваются».

3-Evropeiskii e08085f.jpg

ТРЦ нового поколения – четырехэтажный «Европейский» (GBA 63 тыс. м²) – объединил магазины бытовой техники и электроники, ювелирных изделий, одежды, обуви и аксессуаров, товаров для детей и кинотеатр. В настоящий момент достраивается второе здание.

Доля розничных рынков и ярмарок в торговом обороте Ставрополя постепенно уменьшается – с 12,7% в 2013 году до 9,6% в 2014-м. Времена стихийной розницы, когда одежду приходилось примерять фактически на улице, ушли в прошлое. Сегодня вещевые рынки представляют собой, по сути, торговые комплексы, разделенные на десятки маленьких отделов. В фаворитах у потребителей – вещи no name от турецких, польских, белорусских производителей; большим спросом пользуются модели plus size.

Цена вопроса

Независимо от статуса все ритейлеры, работающие в Ставрополе, вынуждены решать проблему постоянно растущей арендной платы. Среднемесячная рыночная стоимость аренды коммерческой недвижимости колеблется в пределах от 1000 руб./м² в спальных районах до 3000 руб./м² на «красной линии». Согласно исследованию Центра содействия развитию малых предприятий «Илекта», в июле 2015 года средняя цена предложений аренды торговой недвижимости в Ставрополе составила 617 руб./м² (в пределах от 250 руб. до 2000 руб.), а в период с 1 января 2009 года по 1 января 2015-го средняя цена предложений аренды м²/мес. выросла на 24% (138 руб.).

При этом некоторые игроки рынка считают, что в городе наблюдается дефицит торговых помещений достойного уровня. С этой проблемой столкнулась, например, ростовская ГК Elis, не так давно открывшая в Ставрополе фирменный магазин. «Мы планируем расширить присутствие в Ставрополе и запустить еще один магазин, однако столкнулись с низким уровнем объектов недвижимости в городе. Найти пространство, привлекательное для аренды и размещения магазина, нам пока не удалось», – рассказывает Владимир Веремеевский, директор по продажам ГК Elis.

ORTC_Stavropol.jpg

В этих условиях в относительном выигрыше оказываются федеральные сети, развивающиеся преимущественно по франчайзингу, и международные бренды. В 2014-м Ставрополь занял пятую позицию в рейтинге малых городов России по присутствию международных брендов, согласно исследованию компании «Магазин магазинов». В Ставрополе активно представлены как иностранные сети – спортивные Nike, Adidas, кэжуальная Takko Fashion, обувные Rieker, Ecco, так и российские: Modis, Gloria Jeans, O`stin, Zolla, Incity, Fun Day, Concept Club, Atwa, Chester, Zenden. У большинства из них, несмотря на кризис, увеличивается количество торговых точек. Например, Gloria Jeans насчитывает в настоящее время 5 фирменных магазинов, O`stin и Zolla – по 4, «ЦентрОбувь» – 7, Kari – 3.

5-Zenden ul 50let VLKSM d79.jpgОднако не все сети планируют увеличивать присутствие. Так, в Zenden, насчитывающей в Ставрополе 5 магазинов, решили пока обойтись без новых открытий. «Zenden уже давно завоевала лояльность ставропольского покупателя, – говорит Александр Сарычев, управляющий партнер, директор розничной обувной сети. – Последние несколько лет мы активно расширяли долю присутствия в регионе, и на сегодняшний день открыто порядка 13 магазинов сети в крупнейших городах Ставропольского края. Компания не планирует увеличивать долю представленности в регионе, в том числе за счет открытия франчайзинговых магазинов. На текущий момент этот способ развития не совсем подходит сети, так как выстраивание отношений с франчайзи предусматривает увеличение наценки, а это противоречит философии бренда».

Marshal_Stavropol.jpgВпрочем, местный рынок привлекает новых сетевиков. В начале нынешнего года Sela открыла в ТЦ «Европейский» свой первый в Ставрополе франчайзинговый магазин. Как сообщили в пресс-службе компании, по итогам первых трех месяцев работы магазина объем продаж держится на уровне других торговых точек сети в северокавказском регионе. Имеет виды на Ставрополь и федеральная розничная сеть Alba, несколько лет назад закрывшая здесь магазин по франчайзингу. «Ставрополь – многонациональный, активно развивающийся южный город, – говорит Михаил Черников, начальник отдела развития франчайзинга сети. – В южных регионах обувь Alba хорошо покупают, так как у нас в основном классические итальянские модели из натуральной кожи. Поэтому мы рассматриваем Ставрополь как перспективный рынок. И сейчас ищем там достойного и надежного партнера».

Контрасты

Краевой центр по праву считается городом контрастов. Здесь крупные обувные сети могут соседствовать со специализированными магазинами «Мир обуви», «Обувь-сити», «Обувь-Люкс», «Еврообувь», предлагающими ту же продукцию, а дискаунтеры ширпотреба – располагаться рядом с мультибрендовыми бутиками, торгующими одеждой и обувью от Kenzo, D.Exterior, Fendi и Philipp Plein.

TRC_MOSKVA_STAVROPOL (1).jpgНесмотря на то, что, по данным Ставропольстата, средняя номинальная заработная плата в 2014 г. составила 29,1 тыс. рублей (аналитики считают, что в действительности ее уровень намного ниже), а прирост реальной заработной платы по сравнению с 2013-м – всего 1,5%, число состоятельных ставропольцев, потребителей fashion-продукции премиального и люксового сегментов, увеличивается. Интернет-магазин Aizel.ru отмечает, что доля заказов в сегментах luxury и premium из Ставропольского края в структуре продаж онлайн-ритейлера выросла с 0,6% в 2012-м до 2,1% в 2014-м, и рассматривает этот регион как обладающий большим потенциалом.

TSUM_STAVROPOL (1).jpgМестные ритейлеры не столь оптимистичны. «Возможности одеваться в Ставрополе крайне ограничены, – считает Василий Михайлец. – Поскольку в городе практически отсутствуют соответствующие требованиям сетевых компаний торговые объекты, fashion-ритейл не развивается. Есть сегмент масс-маркет, есть люксовый сегмент, а вот той золотой середины, где представлен в том числе Charuel, в городе да и в крае нет».

Владислав Дедешко, владелец местной торговой сети «Фигаро», предлагающей широкий ассортимент брендовой одежды в магазинах Miss sixty, Mr, Mrs, Figaro, «Джентльмен», «Реалист», ActivMen, считает: «Ставропольский потребитель будет покупать реже и носить одежду и обувь дольше. Этот фактор нужно учитывать. И если говорить об открытии нового бизнеса, то в нынешней ситуации нужно максимально внимательно просчитать все возможные риски, потому что даже раскрученные бренды жалуются на падение прибыли. Скорее всего, покупателей привлечет неформатный магазин, нежели похожий на десятки других, но каким он будет, каждый бизнесмен решает для себя сам».

Тем временем в Ставрополе продолжают появляться новые ТРЦ. Уже очевидно, что лучше их располагать не в центре, где не хватает территорий для парковочных мест и более чем достаточно торговых площадок разных форматов. Эксперты советуют потенциальным девелоперам и ритейлерам обратить внимание на пригород и спальные районы. Ставрополь постоянно разрастается, все гостеприимнее раскрывая «врата Кавказа».

tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

Бег на длинные дистанции. Cмогли ли локальные спортивные бренды заменить ушедших зарубежных игроков?

Ландшафт российского рынка спортивных товаров заметно изменился за последние два года. Разбираемся, есть ли на нем место российским брендам и с какими трудностями им приходится бороться.
5 августа 09:06
2 737

Студенческие проекты первой в России магистратуры в области fashion tech

Студенческие проекты первой в России магистратуры в области fashion tech: цифровые свадебные платья, Николай I в дополненной реальности, виртуальный показ для ФК «Зенит».
1 августа 09:04
10 696

Правила выживания во время шторма: как работать бизнесу в период хаоса

Мария Герасименко, основатель компании Fashion Advisers и онлайн-школы Fashion Advisers School, объясняет, как работать бизнесу в период хаоса.
4 марта 12:20
10 131

Как рассчитать эффективность арендуемой в ТЦ площади магазина

Как рассчитать эффективность арендуемой в ТЦ площади магазина в новых предлагаемых обстоятельствах, рассказывает Юлия Вешнякова, генеральный директор «Академии розничных технологий».
15 ноября 10:25
14 139

BEE-TOGETHER.ru: отвечаем на вопросы о главном мероприятии по аутсорсингу в легкой промышленности

17 и 18 ноября на одной площадке в Москве соберется более 100 фабрик для переговоров с потенциальными заказчиками.
1 ноября 11:30
14 983

Новые имена в дизайне принтов. Выбор PROfashion

Рассказываем о молодых талантах в сфере текстильного дизайна.
13 сентября 00:25
19 421

Гид

CJF – детская мода
Международная выставка детской, юношеской моды и одежды для будущих мам.
Дедсток (dead stock)
Остатки материалов после производства продукции, нераспроданные товары.
Benetton Group
Итальянская корпорация по производству и продаже одежды со штаб-квартирой в Понцано-Венето (пров. Тревизо, Италия). Владеет брендами United Colors of Benetton, Undercolors of Benetton, Sisley, принадлежит холдингу Edizione SpA.
BUYBRAND Expo
Международная выставка франшиз.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю