В 2017 году арендные ставки могут вырасти
Департамент управления активами NAI Becar подвел годовые итоги столичного рынка торговой недвижимости.
В 2016 году в Москве введено в эксплуатацию 529,1 тыс. кв. метров арендопригодной площади (GLA), что на 13% меньше, чем в 2015 году. В последнем квартале состоялось открытие ТЦ «Бутово Молл» (57 тыс. кв. метров GLA), ТЦ «Новомосковский» (60 тыс. кв. метров GLA), 2-й очереди ТЦ Fashion House Outlet Centree Moscow (4,5 тыс. кв. метров GLA), ТЦ «Манго» (4,4 тыс. кв. метров). Общая арендопригодная площадь всех введенных объектов составила около 126 тыс. кв. метров.
В четвертом квартале отмечен рост арендной ставки для торговой галереи на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 38,9 тыс. рублей за кв. метр в год. Ставка для якорных арендаторов зафиксирована на уровне 12,9 тыч. рублей, что на 2,4% меньше, чем в последнем квартале прошлого года. По итогам всего года средние арендные ставки для торговой галереи снизились на 8,5%, для якорных арендаторов – на 11%.
В четвертом квартале текущего года уровень вакансии в столичных торговых центрах увеличился на 4,2%, составив 12,5%. За год уровень вакансии вырос на 21%.
По прогнозам NAI Becar, в 2017 году будет введено в эксплуатацию около 260-300 тыс. кв. метров GLA. Максимально возможный показатель в будущем году – 450 тыс. кв. метров. При этом доля свободных площадей по текущим объектам в 2017 году может снизиться приблизительно до 10-11%. При условии запуска заявленных объектов средний уровень вакансии возрастет до 15%. Что касается средней арендной ставки для торговой галереи, она может вырасти на 3-4% в связи с тем, что ожидаемые ко вводу в начале года торговые комплексы заявляют более высокую ставку.
«На фоне ввода новых ТЦ в Москве средний уровень вакансии в этом году снова продемонстрировал рост, установив новые рекорды, – говорит Мария Онучина, директор департамента управления объектами NAI Becar. – Так, на конец 4Q 2016 г. он достиг 12,5%. Многие ТЦ открываются с небывало высоким уровнем вакансии. Но несмотря на все негативные рыночные факторы, лишь немногие в этом году всерьез были озабочены поиском новых идей и концепций, в которых так сильно сегодня нуждается современный покупатель».