Скрытая угроза
Внешнеполитические противоречия между Россией и Турцией, которая является пятым по величине торговым партнером нашей страны (превосходя в этом отношении по отдельности Белоруссию, Казахстан и Украину), мгновенно обострили отношения между двумя государствами. Это нашло проявление в экономической сфере: Российская Федерация ввела санкции против Турции. Какие последствия ждут рынки обоих стран в случае дальнейшего ухудшения отношений?
Ответ представителей индустрии на кризис в отношениях между странами не заставил себя ждать – многие частные компании по рекомендациям политиков открыто заявили о прекращении сотрудничества с турецкими производителями. К ограничению импорта турецкой текстильной продукции, а также к воздержанию от покупок товаров турецкого производства призвала Ассоциация текстильщиков России. Представители организации, уверены, что это сможет стать эффективным способом повышения конкурентоспособности отечественного бизнеса.
Тем не менее, принятый Россией пакет экономических санкций не предусматривает запрета на промтовары. Это значит, что компаниям, в том числе fashion-сегмента, остается довольствоваться частными инициативами. Так, на следующий день после сбитого Турцией бомбардировщика, российский обувной ритейлер Zenden уже решил приостановить работу с турецкими поставщиками. «Турция выпала из наших приоритетов, мы планируем заменить импорт товаров из этой страны на поставки из стран, с которыми уже работаем, так сказать увеличим объем импорта из дружественных государств: Китая, Бразилии и Индии, а также нарастим производство на нашем заводе в Крыму», – приводит слова владельца обувной сети Андрея Павлова портал Retailer.ru.
Подобные меры находят свое оправдание: у импортеров уже возникли сложности с оформлением таможенных грузов из Турции (причинами являются более тщательные проверки и досмотры).
Чем грозит экономикам обоих стран полный разрыв отношений? За многие годы сотрудничества Россия и Турция пришли к взаимовыгодному обмену различными категориями товаров и услуг – общий оборот между странами в 2014 году составил 44 млрд долларов. К 2023 году эту цифру планировалось увеличить до 100 млрд долларов. Со стороны России это были уникальные энергетические ресурсы и прочее сырье (составляет более половины экспорта России в Турцию, по данным РБК), со стороны Турции, в первую очередь, туристические услуги.
Импорт из Турции представлял собой довольно диверсифицированную корзину товаров массового потребления, комментирует Наталья Волчкова, директор по прикладным исследованиям Российской экономической школы (РЭШ). Он включал в себя продовольственные товары, в особенности сельскохозяйственную продукцию, что стало особенно важно после введения продуктовых контрсанкций против европейских стран. Значительную роль здесь занимала и текстильная продукция – не только самих турецких брендов, но и произведенная по заказам российских, европейских и других компаний.