Россия уступит Турции лидерство по открытию ТРЦ
Впервые с 2008 года наша страна покинет первую строчку в рейтинге европейских стран по открытию новых торговых центров.
Так, в первом полугодии 2017 года, по данным JLL, на российском рынке было введено всего 334 тыс. кв. метров площадей качественных торговых центров – это на треть меньше, чем годом ранее. До конца года рынок пополнится еще 806,2 тыс. кв. метров, что также на треть меньше, чем в аналогичный период 2016 года. Общий объем торговых площадей в России превысит в итоге 24 млн кв. метров.
Годовой объем ввода в размере 1,14 млн кв. метров перемещает Россию в рейтинге европейских стран на вторую строчку. «Первое место в данном рейтинге займет Турция, где на текущий год заявлено 1,66 млн кв. метров, – рассказывает Оксана Копылова, руководитель аналитики торговой и складской недвижимости JLL. – В отличие от большинства стран Европы, Россия и Турция характеризуются «молловой» моделью рынка, когда высокие темпы роста достигаются вводом крупных проектов. Кроме того, Россия и Турция имеют относительно низкую насыщенность качественными торговыми площадями на уровне 163 и 139 кв. метров на 1 тыс. жителей соответственно, в то время как средний показатель по Европе равен 213 кв. метров». В тройку лидеров ввода новых площадей также входит Польша (331 тыс. кв. метров). Украина в этом рейтинге занимает 13-ю строчку с объемом ожидаемого предложения торговых центров на уровне 72,6 тыс. кв. метров.
Снижение темпов ввода торговых площадей в России аналитики объясняют сочетанием различных факторов. Серьезное влияние на рынок оказали экономические причины – рецессия снизила активность как ритейлеров, так и девелоперов. «Как следствие, проекты, начатые в докризисный период, сейчас находятся в финальной стадии или уже ввелись, а список анонсированных проектов существенно сократился, – говорит Екатерина Земская, региональный директор и руководитель департамента торговой недвижимости компании JLL. – Поэтому в перспективе не исключено возникновение дефицита качественного предложения – новых площадок для дальнейшего развития розничных операторов просто не будет».
Еще одной причиной снижения темпов стал переход рынка в стадию относительного насыщения: в наиболее привлекательных для девелоперов и ритейлеров локациях, – в первую очередь, городах-милионниках – первичный дефицит качественных торговых площадей уже ликвидирован.
Основная доля новых торговых площадей в 2017 году – 42% – придется на города с населением менее 1 млн человек. Около 35% новых торговых центров заявлены в Москве и Московской области. Еще 23% будет введено в городах-миллионниках.
«Сегодня мы наблюдаем начало нового цикла девелоперской активности в сегменте торговой недвижимости, – рассказывает Полина Жилкина, директор по России и СНГ и руководитель направления ритейл консалтинга департамента торговых площадей компании JLL. – Региональные девелоперы продолжают фокусироваться на небольших городах, отличающихся низким уровнем проникновения профессионального ритейла и относительно высокой покупательной способностью. Особого внимания с этой точки зрения заслуживают города с населением меньше 500 тыс. человек: на их долю придется четверть новых торговых центров, открытых до конца 2017 года».
Крупнейшими объектами, уже введенными в регионах России в 2017 году, стали «Ривьера» в Липецке (61 тыс. кв. м), «Акварель» в Тольятти (41 тыс. кв. м), 3-я очередь ТЦ «Центр Галереи Чижова» (25 тыс. кв. м) и «ЦУМ» (16 тыс. кв. м), открытый после реконструкции в Воронеже.