Новый старый ЦУМ
Источник:
PROfashion

Тюменский ЦУМ

Наталья Иосифовна, ваш роман с «Тюменским ЦУМом» начался на самом деле очень давно. Расскажите, как удалось подняться с нижних ступенек карьерной лестницы до поста генерального директора?
Наталья Осинцева: Да, моя трудовая деятельность в Тюменском универмаге началась в 1974 году. Можно сказать, что ЦУМ –это историческое предприятие, и я тоже теперь часть его истории. За 41 год работы здесь пришлось попробовать все, а при необходимости – изучить, вникнуть, чтобы получилось. Начинала с торгового зала – работала заместителем заведующей секции «Сорочки». Боевым крещением стало выступление на комсомольском собрании, и уже в 1975 году я перешла на комсомольскую работу, освобожденным секретарем комсомольской организации Тюменского универмага, а затем стала председателем профкома. На все про все ушло 10 лет – замечательных, неповторимых – это моя вторая школа.

В 2003-м вы стали генеральным директором «Тюменского ЦУМа». Что изменилось в его работе?
Наталья Осинцева: Время требовало серьезных перемен, уже было непрестижно относиться к пяти типовым универмагам России. Приоритетом стала реконструкция существующего здания. Ровно за год, не закрываясь, мы построили еще один универмаг с современным фасадом, вписывающимся в общую архитектуру города, в центре деловой Тюмени и вблизи от пешеходного бульвара. При этом площадь ЦУМа возросла с 10 000 м2 до 20 000 м2. Подстегивала к развитию и возрастающая конкуренция.

Строительство большого современного паркинга – это серьезный шаг даже для столичных торговых центров...

Правда, кризис 2008-го чуть не похоронил проект: планы разрушились, инвесторы решили сменить направление работы. Два года мы пытались спасти проект и в 2010 году с помощью инвесторов и заемных средств все-таки начали строительство, приняв при этом участие в городской программе «Антипробка».
В сентябре 2012-го парковка заработала, и теперь она вызывает у нас чувство гордости. Паркинг оснащен современной автоматизированной системой, позволяющей клиенту максимально удобно и безопасно оставлять свой автомобиль в надежном месте. А на цокольном этаже расположилась известная продовольственная сеть «Перекресток».
Что еще изменилось в универмаге?
Наталья Осинцева: В сентябре 2009 года, попав на торговый форум при Институте Адама Смита, я поняла, что следующим этапом развития должна стать ERP-система (система управления ресурсами компании. – Ред.). Для решения этой задачи была приглашена компания «Корус Консалтинг», внедрившая подходящую нам систему на базе Microsoft Dynamics AX 2009. Этой цели достигли за счет заработанных средств. При этом заключили договор с рассрочкой платежа.

Наталья Осинцева: Стремительно возрастающая конкуренция нивелировала те преимущества, которые у нас были раньше. У ЦУМа хороший формат, это семейный магазин с универсальным ассортиментом, но экономика и покупательский трафик оставляли желать лучшего. В этой ситуации нельзя было оставаться статистом, требовались новые инструменты. Необходимость ребрендинга стала очевидна – начиная с логотипа и заканчивая новыми планировочными решениями и зонированием. Для разработки новой концепции «Тюменского ЦУМа» были собраны аналитические данные, проведены маркетинговые исследования. Для всей работы потребовалось два года – с 2012 по 2014-й.
Что оказалось самым сложным?
Наталья Осинцева: Сложнее всего мне было согласиться на новый логотип. Представляете, 60 лет у ЦУМа был фирменный торговый знак, и вдруг его поменяли. Честно скажу, решение далось мне непросто, пришлось долго убеждать, но моему окружению это удалось!
Тяжело было и с сайтом. В советское время информационным технологиям не учили, я из того поколения: все умею, а с компьютером только на вы. Но понимала, что отсутствие сайта – это огромное упущение. Помогли партнеры из Петербурга – прислали специалистов, они работали полгода и дали отличный результат.
Что представляет собой универмаг сегодня?
Наталья Осинцева: ЦУМ работает по двум направлениям: собственный бизнес и арендная составляющая. Честно скажу, что собственный бизнес вести непросто: мы сохранили в ассортиментной линейке одежду.


Что касается якорных арендаторов, то в их числе сети «Рив Гош» и DNS, торговые марки WoolStreet, Concept, MadyArt, салоны Pandora и Sinlight, Francesco Donni и Vitacci. ЦУМ по-прежнему остается главным магазином, куда люди идут за покупками, учитывая надежность и качество товаров и услуг. Покупательский трафик остается стабильным.
На другие универмаги ориентируетесь?
Наталья Осинцева: Хочется быть похожими, пусть чуть-чуть, на западные универмаги, например, KaDeWe – в июле побывали в Берлине, я просто заболела их сервисом. Поэтому на достигнутом мы не останавливаемся. Продолжаем работу по зонированию, привлекаем известные бренды, вместе с коллективом начали работу по совершенствованию бизнес-модели, процессов, а также организационной структуры нашего дивизиона. Но проблем меньше не становится. А как по-другому? Отношусь к этому очень спокойно.
Какое место вы отводите отечественному производителю?
Наталья Осинцева: Удручает, что в Тюмени не стало фабрик одежды, модельной обуви, овчинно-меховой фабрики, камвольно-суконного комбината. Все ведь было, но это отдельная тема… Когда мы занимались зонированием ЦУМа, под ликвидацию попала секция товаров отечественного производства. Но комсомольская, партийная совесть не позволила мне закрыть ее: что скажут ветераны поколений про Осинцеву? Так родилась идея открыть на третьем этаже салон «СССР – Создай Свой Стиль Реально». Здесь даже торговое оборудование выполнено в виде красного знамени, везде серп и молот, знак качества и другая советская символика.
Коммерсанты четко ведут статистику по отечественным производителям. Разные группы товаров – разный процент. В среднем 40%, где-то больше, где-то меньше. Легкая промышленность в нашей стране вызывает тревогу, отрасль надо срочно восстанавливать – это приоритет! Хотя несколько поставщиков сохранилось.
Например, псковская швейная фабрика «Славянка» – молодцы. Очень конкурентоспособны у них мужские костюмы, школьная форма для мальчиков, павловопосадские платки. Еще есть Верещагинский трикотаж, фабрика «Силуэт», Ишимбайская трикотажная фабрика. Примеры есть, почему другие не пошли таким путем?

Наталья Осинцева: Специфика региональной торговли всегда присутствовала, и связана она с покупательской способностью, с климатическими условиями, градообразующими предприятиями, в конце концов, с расстоянием. Хочу сказать, заказы московского и петербургского универмагов отличаются от сибирских – как по моделям, так и по количеству. В Сибири одежда должна соответствовать резко континентальному климату. В Тюмени продается немало одежды классического направления.
Вы состоите в Ассоциации российских универмагов (АРУ), она как-то влияет на отрасль?

Время жестко диктует создание новых необходимых структур, одной из них, надеюсь, может стать Русская ассоциация fashion-индустрии. Я всегда позитивно отношусь ко всем нововведениям, которые помогают сплотиться. Сегодня каждый из участников индустрии моды существует сам по себе. А сила как раз в единении.
Как ваш универмаг пережил зимнюю встряску? Заглядывать вперед – дело неблагодарное, конечно… И все же, какие планы строите на ближайшее будущее?
Наталья Осинцева: К кризисам я привыкла, пережила на собственной практике не один. В кризис важно не расписаться в своем бессилии, всегда есть пути выживания и оптимизации.

Лично я готова уже сейчас приступить к третьей очереди реконструкции ЦУМа – начать разработку проекта многофункционального комплекса. Все дело за инвесторами!
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также