Невыносимая легкость бытия
О том, почему не стоит бояться кризиса, за счет чего будет расти детская розница, а также как зарубежная интернет-торговля влияет на отечественного производителя, — PROfashion Kids рассказал эксперт рынка Михаил Мыкало.
— Каким, по вашему мнению, выдался год для отечественного фэшн-ритейла? Все дружно говорят о замедлении продаж, падении спроса и предложения, новой волне кризиса... Будущее у фэшн в нашей стране безрадостное?
— Я считаю, год был вполне удачным. Новой волны кризиса не наблюдаю. Да, люди стали меньше тратить, но это не из-за кризиса, а из-за того, что стали более требовательны, избирательнее в выборе продавца, бренда. В офлайне возможно некоторое замедление роста, но в онлайне все растет — и вырастет от 15 до 27%. Так что говорить о кризисе в модной рознице преждевременно.
— При этом детский ритейл, по свидетельству основных игроков рынка, пока не столкнулся с теми проблемами, какие испытывает «взрослая» розница. По крайней мере таковым было положение вещей в 2013-м: спрос на продукцию рос, магазины открывались... Как вы считаете, изменится ли ситуация в детстве в этом году?
— Не столкнулся и не столкнется. Детство будет расти. Будут появляться новые бренды. Старые же игроки продолжат расти за счет клиентского сервиса, качества закупаемой и производимой продукции.
— Станет ли российский детский рынок вновь лакомым куском для зарубежных компаний, как это было несколько лет назад?
— В сегменте премиум — определенно да. В среднем — пятьдесят на пятьдесят. А если брать низкий сегмент — то здесь главенствует китайский нонейм и собственное производство, конкуренции им не составит никто.
— Насколько могут повлиять «пляски с бубном» вокруг интернациональной интернет-торговли на российскую розницу? Пусть большинство из громких ограничительных мер в этом направлении в итоге оказываются ложной тревогой, не сподвигнет ли нестабильное положение онлайна покупать меньше за рубежом?
— Нет, наш рынок съест все. (Улыбается.) Не вижу опасности для наших торговцев со стороны зарубежных ИМ. Доля онлайн торговли ничтожно мала. Наоборот, я считаю, трансграничная торговля — помощь для наших производителей.