185
Народное голосование

Пока банки устраивают волокиту и требуют финансовых обоснований каждой запятой в заявке на кредит, участники краудфандинговых проектов без труда получают в четыре раза больше средств, чем просят. Например, марке Liberty&Justice на футболки с принтами нужно было всего $50 000, а собрала она $190 000. Можно ли такие площадки рассматривать как полноценный источник инвестиций и насколько предсказуемы результаты «народного голосования»?

Крупнейшие краудфандинговые платформы в мире – Kickstarter и Indiegogo; в России – Boomstarter и Planeta. Мода везде выделена в отдельный поток. В июле 2015 года только на Kickstarter было 469 fashion-стартапов. Модные проекты по сравнению с другими категориями просят почти микроскопические суммы, от $5 до $30 тыс., в то время как создатели настольных игр хотят получить сотни тысяч, а довольные бекеры (спонсоры) инвестируют в их идеи по несколько миллионов долларов.
На что просят
На российских платформах чаще всего собирают средства на выпуск шапок и галстуков-бабочек, на международных в фаворитах – производители очков, футболок, носков и бумажников. Но в принципе просить денег можно на что угодно – на открытие флагманского магазина или pop up store, на создание дизайн-маркета во Флориде, на участие в Нью-Йоркской, Копенгагенской, Парижской неделях моды, на производство легинсов для воркаута или линейку одежды. Популярные темы – винтаж и кастомизация всего, что надевается и обувается.
Если фаундеры (соискатели) не являются резидентами данных стран, но все же хотят запустить кампанию по сбору средств на Kickstarter, они могут воспользоваться услугами посредников. В рунете есть консультанты, которые расскажут, как выйти на площадку.
Из личного опыта


Cамым сложным и непредсказуемым оказалось продвижение продукта во время краудфандинга и привлечение бекеров. «Я обратился к блогерам за два месяца до запуска, – рассказывает Мунк. – Я не рассчитывал получить отзывы сразу, но надеялся, что к моменту старта кампании у них будет сформировано представление о продукте. Хотя никогда не знаешь, кто и как поможет открыть нужные двери – я продал 100 кошельков другу друга на фейсбуке, с которым мы никогда не встречались».
Российские площадки

«В январе 2015 года я прошла обучение по программе «Народное финансирование» на платформе Boomstarter, – рассказывает один из инициаторов проекта Анастасия Елкина. – Мне показалось, что это эффективная схема. Ведь краудфандинг – возможность не просто собрать прозрачным способом средства на реализацию проекта, но еще и сразу понять, насколько идея актуальна».

Параллельно инициаторы проекта провели первые встречи с участниками стартапа. В дальнейшем «Тепло» планирует устраивать обсуждения интересных тем и мастер-классы два раза в месяц. А в канун Нового года вязаные вещи подарят детям из подмосковных детских домов.
Как это работает
Краудфандинг начинается с регистрации на сайте и размещения привлекательного описания проекта (фото, видео обязательны). Далее определяются период присутствия проекта на платформе (от 20 до 50 дней), минимальная сумма, необходимая для его реализации, и rewards – так называемые «плюшки», вознаграждение, которое получают участники. Это такая же важная часть проекта, как сам продукт. «Плюшек» должно быть не менее 5–7, и их необходимо выстроить в иерархию. К примеру, за $5 спонсор попадает в лист благодарности на сайте, за $40 получает сам продукт (обычно на $20–100 дешевле розничной цены), за $150 – продукт и подарок, за $1000 – продукт, подарок и участие в вечеринке по случаю запуска продукта. Если нужная сумма получена, деньги переводятся фаундеру через Amazon Payment в среднем в течение 14 дней. Kickstarter берет 5% от привлеченных средств, Amazon – 3–5%. Если сумма не собрана, то все деньги возвращаются их владельцам.
Проект может быть удален с платформы в случае нарушений: если размещаются заведомо ложные сведения о проекте, продаются уже существующие товары, нарушаются авторские права, стартап финансируется самими соискателями, даются прямые ссылки на страницу компании с рекламных площадок, таких как Google или Facebook.
Перед запуском краудфандинговой кампании всегда стоит помнить, что собранные деньги не гарантируют ее успешности. По завершении отведенного срока начинается самый большой и сложный этап – разработка проекта, общение с клиентами и доведение продукта до финальной стадии. Лишь 30% команд, собравших всю необходимую сумму, смогли реализовать продукт.
Кроме того, при подготовке кампании краудфандинга надо учесть расходы на маркетинг, съемку видео и т.д.
Не только деньги

Создатель часов в деревянной оправе Analog Watch & Co Лоренцо Баффа выбрал Kickstarter, потому что это наименее рискованный способ протестировать рынок. «Наша аудитория – это горожане 24–45 лет, живущие в населенных пунктах, связанных с креативными индустриями, – говорит Баффа. – Первая коллекция появилась в результате моей курсовой в колледже дизайна. Но мы очень много работали, чтобы понравиться. Успех второй кампании показал, что у нас это получается». В ходе первого стартапа Баффа и его команда собрали $75 000 за 30 дней, в ходе второго – $60 000. Первая же коллекция проекта попала в престижный Музей современного искусства на Манхэттене в Нью-Йорке.

Краудфандинговая площадка – не только живые деньги. Это еще и хорошая рекламная площадка, где можно отточить собственное пиар-мастерство, оценить привлекательность fashion-стартапа для будущих клиентов, получить дополнительное продвижение сразу после запуска проекта. Платформа позволяет сэкономить десятки тысяч рублей (или долларов). И лишь на первый взгляд она кажется игрушкой для альтруистов. За 6 лет только на Kickstarter модные проекты собрали $54 млн. Эта сумма послужила хорошим трамплином для представителей малого бизнеса, большинство из которых продолжают развиваться и получать прибыль.

Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также