Кому нужны дизайнеры

В апреле в Университете Сан-Паулу состоялся коллоквиум о fashion-индустрии, организованный такими ведущими отраслевыми учебными заведениями как Лондонский университет искусств, миланская Domus Academy, Французский институт моды и нью-йорская школа Parsons. Ключевой темой обсуждений стала судьба fashion-образования.
Если все вокруг меняется со стремительной скоростью, то чему же нужно обучать студентов, чтобы они были востребованными в профессии? Какие знания и навыки им пригодятся? Как прогнозируют организаторы, к 2022 году спрос работодателей на дизайнеров в США снизится на 3%, а в других странах – до 51%. Исследования показывают, что развитие высоких технологий в модной индустрии будет способствовать созданию «умной» одежды, пригодной для носки. Большие корпоративные бренды вытеснили тех представителей моды, которые развивали искусство и мастерство. Cтуденты образовательных fashion-учреждений все чаще ощущают себя питомцами инкубатора, отделенного от внешнего мира. И они беспокоятся о своем будущем.
Поколение Y выросло на историях успеха, ярким примером которых служит Альбер Эльбаз, приехавший из Израиля в Нью-Йорк с 800 долларами в кармане и ставший дизайнером Lanvin. Теперь стабильность, экономическая безопасность и уверенность в завтрашнем дне остались в прошлом. Пропасть между потребностями покупателей и конечным продуктом приоткрыла дверь для более сильного игрока – высокотехнологичных компаний. В будущем выпускники fashion-школ станут стремиться получить работу скорее в Apple, чем в Lanvin.

Пора дать оценку тому, что было сделано, осознать допущенные ошибки и предпринять шаги для улучшения ситуации. Итак, что означает двигаться вперед в мире, который так быстро трансформируется? До какой степени модная индустрия способна развиваться, реально ли составить бизнес-план на ближайшие 100 лет?
Система моды в том виде, в котором она существует сейчас, движима перспективой постоянного роста потребления. Чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке, компаниям необходимо производить качественнее, быстрее и дешевле. Такая ситуация в сочетании с бесконечной гонкой за новшествами, а также недостатком коммуникации между дизайнерами и ритейлерами, привела к пугающему перепроизводству и загрязнению окружающей среды.

Модель, при которой компании, постоянно конкурируя друг с другом, cтремятся взбираться все выше и выше, не соответствует нашей ограниченной ресурсами планете. В мире, где купить новую пару брюк порой стоит дешевле, чем отдать их в ремонт в ателье, где за понятием «устойчивый рост» не стоит никаких социальных ценностей, – в этом мире дизайнеры не справляются с постоянно увеличивающейся нагрузкой, а лояльность клиентов падает все ниже и ниже.
Где же выход? Выход – в новом мышлении, в новом подходе к ответственности за клиента и общество. Проблемы окружающей среды требуют сотрудничества всех компаний. Передовые технологии позволят контролировать производственные процессы, делая их более гибкими и прозрачными. 3D-printing, например, поможет объединить несколько производственных этапов.
Новое мышление откроет свежие перспективы для розничных игроков. Например, магазины могут стать витринами, где покупатели будут заказывать модели по их конкретным размерам. Это позволит остановить перепроизводство, снизить издержки на персонал и полностью кастомизировать предложение.

Мода не только должна позволять людям мечтать и предлагать объект желания, но и играть важную роль в развитии индивидуальности, с одной стороны, и тождества разных социальных групп, с другой. Этот путь в завтрашний день можно и нужно начинать уже сегодня. И у дизайнеров, которые поймут это сейчас – большое будущее.