Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Статьи

Инвестпроект

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru


В начале весны глава Минпромторга России Денис Мантуров подписал соглашение о сотрудничестве с президентом «Всеобщей конфедерации итальянской промышленности» в России Эрнесто Ферленги. Речь в документе идет в том числе о переносе швейного и обувного производства иностранных компаний в Россию. Какие реальные возможности имеются для этого?


Chaikovskiy_textil.jpgОтветить на данный, весьма актуальный, вопрос можно двумя способами. Первый: в России есть предприятия, на которых следует выпускать такой-то продукт. Следовательно, фабрикам необходимо сделать экспертную оценку своих возможностей и выявить, насколько эффективно будет налажен производственный процесс. Второй: в Россию следует перенести выпуск такой-то продукции, потому что на нее будет спрос на внутреннем рынке. Здесь понадобятся исследования трендвотчеров и маркетологов: какие продукты окажутся востребованными в обозримом будущем, где и как их станут покупать.


Спрос

В среднесрочной перспективе будет расти потребность в антимикробных волокнах и текстиле для спортивных товаров, отводящих влагу тканях в сегменте одежды для активного отдыха, а также в огнестойких или высокопрочных, УФ-защитных волокнах и тканях, водонепроницаемом и дышащем текстиле для верхней одежды осенне-зимнего сезона, который в России традиционно дольше, чем в Европе.

Необходимость переориентироваться осознают все производители традиционных видов текстиля и волокон. «России лучше пойти по пути Европы – и прежде всего развивать специальные виды текстиля, в структуре себестоимости которого доля расходов на оплату труда незначительна», – считает председатель совета директоров Кинешемской прядильно-ткацкой фабрики Сергей Жуков.

В прошлом году крупное предприятие по выпуску синтетических тканей открыл холдинг «БТК групп» – в Шахтах будут производиться полиэфир и полиамид разных видов, включая нейлон высокого качества, до 12 млн погонных метров ежегодно. По словам гендиректора «БТК Текстиль» Сергея Базоева, предприятие сможет выпускать ткани с гидрофобными, гидрофильными свойствами, а также текстиль, который не нагревается под солнечными лучами.


Калькулятор

vrez1.jpgИтак, зачем зарубежному правообладателю переносить производство в Россию? Очевидный ответ: чтобы сэкономить. Тут возникает вопрос – на чем именно? В структуре себестоимости условного платья раскрой и пошив занимают 8-10%, логистика – 15-20%, наценка за бренд – 20%, ткань – 30-35%, остальное – наценка продавца. Если компания хочет снизить долю стоимости пошива, то нужно выяснить, какие конкретно категории можно выпускать в России, заказ какого объема можно разместить, в какие сроки он будет выполнен, насколько качественно. Если необходимо уменьшить стоимость логистики, то следует узнать, на каких условиях будет организована доставка, сколько стоит и в какие регионы осуществляется.

Как считает гендиректор «Мэлон Фэшн Груп» Кестутис Саснаускас, закупочные цены изделий, произведенных в Китае и южноазиатских странах, выросли, но отнюдь не на 80–85%, как утверждают другие эксперты. Поэтому производство за рубежом по-прежнему более выгодно, чем в России. Такой же позиции придерживаются и в компании «Спортмастер» (торговые сети «Спортмастер», O’stin и Funday). Однако топ-менеджер «Обувь России» считает, что именно теперь возникают условия для релокации. «В России сейчас благоприятное время для развития обувного производства, – говорит генеральный директор компании Антон Титов. – В результате девальвации рубля изготавливать здесь обувь в среднем на 10–15% дешевле, чем размещать аналогичные заказы на зарубежных фабриках. Заработная плата в производственной сфере в долларовом эквиваленте сейчас в среднем на 30–40% меньше, чем в Китае. Поэтому по некоторым позициям здесь выгоднее производить». Впрочем, Антон Титов отмечает, что слабая сторона многих российских фабрик – маркетинг и продвижение своего продукта. «Это связано с тем, что у них нет собственной розницы и они не работают с конечным потребителем, – поясняет гендиректор компании «Обувь России». – Интересно, что наиболее успешные производственные компании – это те, которые имеют собственные сильные бренды и большую сеть магазинов. Примеры – Ralf Ringer, «Юничел», наша компания. Поэтому производителям прежде всего нужно обратить внимание на позиционирование собственного продукта, его продвижение».


Ресурсы

Российская легкая промышленность – это 30 тыс. предприятий, 50 тыс. частных предпринимателей, 360 тыс. сотрудников компаний, работающих в 14 сферах отрасли. Наряду с традиционными центрами легпрома в стране – Вологдой, Псковом, Тверью, Ивановом, Костромой, Пермью, Брянском, Екатеринбургом, Чебоксарами, Челябинском, Новосибирском, Ростовской областью, Санкт-Петербургом и Ленинградской областью – появляются новые. В Пензенской области создают кластер, участниками которого уже стали более двух с половиной десятков производственных компаний и два учебных заведения. Губернатор Саратовской области обещает местным швейникам финансирование, достаточное для запуска производства.

vrez2.jpgНа Южном Урале представители власти, промышленности, науки и технологий создают кластер в индустриальном парке «Малая Сосновка» (Челябинская область). Кроме давно работающих («Юничел», «Пеплос», «Чайковский текстиль», Свердловский камвольный комбинат), там планируется открыть новые производства, в том числе текстильное и швейное, а также предприятие по выпуску нитей, канатов, шнуров и веревок мощностью 2,5 тыс. т в год.

Технопарк для легпрома площадью 15 га запускается и в поселке Пикалево Ленинградской области. Открытие намечено на первый квартал 2017 года. Проект включает в себя офисный центр, бизнес-парк, бизнес-инкубатор, центр технической компетенции, информационный центр, лабораторный центр, опытно-производственный центр, выставочный центр для проведения презентаций и показов новых коллекций.

Производство вискозы при поддержке властей планируют запустить в Ульяновской и Томской областях. В томский проект собирается инвестировать китайская компания Fulida CO, крупнейший производитель вискозного штапельного волокна. Китайские технологии уже позволяют перерабатывать целлюлозу без вреда для экологии, и древесные породы для нового ЦБК будут использоваться неценные – береза и пихта. Наладить на комбинате производство вискозы инвесторам порекомендовал иркутский проектный институт «Сибгипробум», проводивший экологическую экспертизу проекта и рассчитавший, что при увеличении объема инвестиций на 20% (до 70 млрд руб.) можно удвоить стоимость товарной продукции.

Региональные законы, разрешающие специальный инвестиционный режим, уже приняли Пермский край, Тюменская область, Челябинская область, Краснодарский край, Брянская и Архангельская области. На стадии подписания находятся аналогичные законопроекты в Красноярском крае, Саратовской и Вологодской областях, Республике Саха, Хабаровском крае и Татарстане. Естественно, можно обсуждать условия сотрудничества и с другими регионами, но в вышеупомянутых аутсорсерам будет выгоднее работать.

Если говорить о категориях, то в России лучше всего всего шить пуховики, куртки на синтепоне, изделия из флиса (толстовки, шарфы, шапки и теплые трикотажные изделия), мужские костюмы, постельное белье, домашний текстиль и обувь. В производстве этих категорий наши специалисты имеют богатый опыт и высокую квалификацию. К тому же, зарубежному брендодержателю проще договориться с уже существующими площадками, чем открывать производство с нуля – только согласования установки оборудования занимают около года.


Опыт

adidas.jpgИстория российского легпрома знает множество примеров успешного сотрудничества зарубежных компаний с российскими фабриками. Еще в 1980-х в СССР, на московском экспериментальном комбинате спортивной обуви «Спорт», производились по лицензии беговые бутсы Adidas. Комбинат работает до сих пор, входит в группу компаний «ЭФСИ», которая занимается спортивной хоккейной экипировкой, в основном по контракту. Позднее Adidas по собственной инициативе разместила в России производство зимних курток. Однако, по словам председателя совета директоров и CEO Adidas Group Херберта Хайнера, как только спрос на зимнюю продукцию вырос, стало ясно, что мощностей российской площадки недостаточно, и производство пришлось перенести в азиатские страны. Сейчас Adidas Group сосредоточилась на развитии логистического центра в России.

В 2001 году локальный выпуск продукции марки Reebok начала «Рибок-Россия». Как рассказывает Ольга Корыстова, бывший директор по производству компании, предприятие выпускало семь моделей из коллекции, разработанной в европейском дизайн-центре Reebok, а к 2005 году на российских и белорусских предприятиях отшивалось 20% коллекции одежды Reebok для российского рынка, и в ассортименте было 250 наименований.

Липецкая фабрика «Липчанка» в начале нулевых на 90% была загружена заказами по системе аутсорсинга. Основным заказчиком стала германская компания Steilmann – она оснастила фабрику своими станками, обучила сотрудников. Готовая одежда продавалась в России, а также экспортировалась в Европу и США.

Фабрика «Астратекс» в Астрахани готова уже сейчас выпускать 60 тыс. пуховиков ежегодно, дальнейшая реконструкция производства позволит увеличить мощности до 400 тыс. единиц. В обновление производства инвестировано 120 млн руб., планируется вложить еще 180 млн. Компания работала по контракту с компаниями Forward, Adidas, Reebok, Bask, то есть у нее богатый опыт аутсорсинга.

Производство рюкзаков Grizzly и OrsOro раньше делилось поровну между Россией и Китаем, но потом основной тираж стали шить в нашей стране – на предприятии в селе Хреновое Воронежской области. Ежегодный объем достигал 700 тыс. единиц. В 2015 году компания открыла еще две большие фабрики в Тульской области – мощности российского производства выросли в два раза. В итоге сейчас марки продаются и в России, и в собственном китайском интернет-магазине. По словам гендиректора швейной фабрики Grizzly Ольги Березанской, главная проблема – нехватка кадров. Во многом именно поэтому заказы отправляются в Китай.

obuv_rossii.jpgРелокация – не только вопрос производственных мощностей, но и человеческий фактор. «Обувь России» решает сейчас кадровый вопрос с помощью наставничества. По словам Антона Титова, в изготовлении обуви многие операции раскроя и пошива, которые ранее выполнялись вручную, были автоматизированы, и требуются не просто швеи, а операторы автоматизированных швейных систем. «Мы в этом году более чем в два раза увеличили персонал фабрики и вопрос подготовки кадров решаем с помощью системы наставничества: наиболее опытные сотрудники обучают новичков, как работать на современных машинах», – говорит он.


Перспективы

В Россию перебираются не только производители готовых изделий и тканей. Например, по данным Минпромторга России, возможность релокации рассматривают в германской компании YKK (крупнейший в мире разработчик и производитель молний и фурнитуры для одежды) – ее руководство с 2014 года обсуждает с «БТК Групп» размещение производства в Шахтах. А W. L. Gore & Associates готова организовать в России выпуск высокотехнологичных текстильных композитов Gore-Tex.

Размещение зарубежного производства в России – это процесс, который сейчас активизируется. С учетом интересов нашего государства, возможностей новых технологий управления производством, растущей выгоды аутсорсинг может стать тем фундаментом, на котором вырастут и собственные бренды.


vrez3b.jpg


P. S. 1 и 2 июня 2016 года в Москве состоялась первая Международная бизнес-платформа по аутсорсингу для легкой промышленности BEE-TOGETHER.ru. Организатором мероприятия выступила Русская ассоциация фешен-индустрии (РАФИ). За 2 дня в рамках бизнес-платформы состоялось свыше 650 деловых встреч между представителями 130 российских fashion-компаний и 44 фабрик из разных стран. Встречи, проведенные в рамках мероприятия, оказались весьма плодотворными – 90% участников планируют приехать на вторую Международную бизнес-платформу по аутсорсингу для текстильной промышленности BEE-TOGETHER.ru, запланированную на октябрь этого года. Регистрация на мероприятие уже открыта.

http://bee-together.ru/

tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

Заветных три желания: тренды визуального мерчандайзинга в магазинах детской одежды

Как влюбить в свой магазин и детей, и взрослых, рассказывает Карина Шилкина, основатель международной онлайн-школы визуального мерчандайзинга VM CAPSULE.
3 февраля 10:01
2 412

Какие цвета будут главными в 2025 и 2026 годах

Анализируем оттенки, которые станут определяющими для модной индустрии в ближайших сезонах.
3 февраля 01:44
22 506

Бег на длинные дистанции. Cмогли ли локальные спортивные бренды заменить ушедших зарубежных игроков?

Ландшафт российского рынка спортивных товаров заметно изменился за последние два года. Разбираемся, есть ли на нем место российским брендам и с какими трудностями им приходится бороться.
5 августа 09:06
8 059

Главные ошибки в работе с кашемиром

Дизайнер и эксперт по трикотажу Людмила Норсоян — о трудностях создания кашемировых коллекций.
6 сентября 08:00
16 922

Заплатить планете. Вдохновляющая история экологического обувного стартапа Allbirds

Как стартап кроссовок из шерсти мериноса за четыре года превратился в компанию, которая оценивается более чем в 1,4 млрд долларов, и привлек свыше 200 млн долларов инвестиций.
25 апреля 15:30
25 580

Как cпланировать рекламный бюджет и рассчитать ожидаемую эффективность маркетинговых вложений

Как cпланировать рекламный бюджет и рассчитать ожидаемую эффективность маркетинговых вложений.
19 апреля 00:18
28 313

Гид

Woolmark (The Woolmark Company)
Австралийская компания, которая занимается научными исследованиями, контролем качества шерсти и сертификацией продукции из нее.
Marni
Итальянский люксовый дом моды со штаб-квартирой в Милане (Италия); принадлежит холдингу OTB.
Cixing
Китайский производитель компьютеризированных вязальных машин со штаб-квартирой в Нинбо (КНР).
Decathlon
Международная компания со штаб-квартирой в Вильнёв-д'Аске (Франция), специализирующаяся на производстве и продаже спортивных товаров. Принадлежит группе Mulliez Family Association.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю