Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Статьи

Интеллектуальный франчайзинг

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru

Сауле Сагади, вице-президент Евразийской франчайзинговой ассоциации EAFRAN и представитель модного бренда «Nadine» в Казахстане, рассказала PROfashion Kazakhstan о тонкостях франчайзинговых отношений, нашла ответ на вопрос, как заключить идеальную сделку, и определила подводные камни на пути построения fashion-бизнеса по франшизе.

Вы открывали бизнес не в лучшие времена — сразу после оглушающей волны финансового кризиса два года назад. Почему решили попробовать именно fashion-франчайзинг?

Все началось с поездки в Милан, откуда после долгих переговоров с поставщиками, а точнее с будущими франчайзерами, я вернулась домой уже с торговым знаком Nadine. Знакомство с модным итальянским брендом произошло случайно: в Милане я оказалась на одной из самых оживленных торговых улиц. Среди магазинов Max Mara, Zara, Corso Сomo, Mango оказался неизвестный для меня бренд — Nadine. Ради любопытства я зашла в магазин и автоматически углубилась в шопинг. Совершенно случайно в этот момент в магазине находились владельцы бизнеса — братья Клементе и Альберто Хальфон. В непринужденном разговоре уже через 15 минут мы договорились о встрече для обсуждения вариантов сотрудничества, а через 20 дней подписали контракт и начали работать.

С какими подводными камнями вам довелось столкнуться на этапе стартапа проекта?

Теоретический расклад франчайзингового бизнеса заметно отличался от практической части. Главным подводным камнем, с которым я столкнулась уже в начале бизнес-пути, стал подбор торговых площадей. Бутики обязательно должны соответствовать стандарту, утвержденному конкретным брендом. Поэтому, подбирая торговую площадь для будущего магазина, я обратилась в пять самых крупных торговых центров города. Опускаю подробности моего шока от полученных цен за квадратный метр (от $60 до $160), которые варьируются от места расположения и этажности. Главное, что свободных торговых площадей не было ни в «Хан-шатыре», ни в «Меге», ни в «Керуене». С большим трудом места все же были найдены в торговых центрах Asia Park, «Мерей» и «Сары-арка». При этом везде действовала депозитная система, равная трем месячным арендным платам. В итоге, чтобы открыть небольшой магазин в 100 кв. метров, уже на первоначальном этапе необходимо было внести $30 000. А ведь еще необходимо купить оборудование, товар, нанять персонал… Сложней всего в период стартапа осознавать, что договор с ТЦ заключается минимум на три года без возможности отказаться от аренды, если что-то пойдет не так.

nadine163.jpg

В таком случае не проще ли казахстанцам рассматривать организацию подобного бизнеса в формате street retail?

Нет, не проще. Во-первых, street retail как таковой в Казахстане не развит и зачастую не отвечает требованиям франшизы. Во-вторых, срабатывает специфика региона. Например, в Алматы ввиду плотной заселенности города люди хотя бы в некоторых его частях ходят пешком — а значит, есть шанс, что они зайдут в магазин. В Астане жители уже давно пересели на автомобили — расстояния здесь другие. В регионах ситуация намного хуже, так как качественных торговых площадей крайне мало.

Какими вы видите перспективы развития казахстанского fashion-франчайзинга? Какие форматы будут наиболее популярны?

Еще год-два рынок франчайзинга будет активно развиваться, после чего подойдет к своему насыщению. В числе пустующих остались ниши сегментов детской и подростковой одежды, обуви, аксессуаров, нижнего белья.

Развею миф о ненаполненности рынка в люксовом направлении: с учетом регионального развития качественный масс-маркет имеет куда больший потенциал для развития. Уже сейчас fashion-франчайзинг входит в десятку успешных на территории Казахстана, но который год подряд лидирует food-франчайзинг.

Как вице-президент Евразийской франчайзинговой ассоциации вы не считаете, что активное развитие франчайзинговых систем в Казахстане началось после вступления в Таможенный союз?

Если проанализировать динамику роста франчайзинговых предложений за последний год, видна экспансия участников Таможенного союза: России, Украины, Белоруссия. Действительно, покупать франшизу у соседей удобно и финансово, и психологически: одна ментальность, нет языкового барьера, упрощенный документооборот, подсознательно сложившееся доверие. Специфика рынка в том, что по своим fashion-предпочтениям казахи не европейцы и не азиаты. Мы — рожденные в СССР. Если раньше казахстанский потребитель, выбирая между российским или европейским брендом, по умолчанию отдавал предпочтение иностранцам, то сейчас все по-другому. Большинство людей не хотят переплачивать за громкое имя бренда. Сейчас поколение разборчивых покупателей, которые больше смотрят на соотношение цена-качество.

Считаю, что Таможенный союз на руку только тем странам, у кого есть собственный товар. Страны — участники союза в этом случае нужны только для расширения рынка сбыта. Ввиду того что Казахстан пока похвастаться собственным производством не может, его основная миссия — принимать товар от соседей.

По-вашему, есть ли будущее у производственного франчайзинга в Казахстане?

Конечно, но к этому мы придем очень не скоро. Производственных франшиз мало не только на российском и казахстанском рынках, но и во всем мире. Причин здесь несколько. Во-первых, слабая подготовка большинства видов бизнеса к тиражированию. Во-вторых, опасения владельца технологий, что, продавая франшизу, он создает себе конкурентов. В-третьих, сложность контроля объемов выпуска продукции компании-франчайзи. Как правило, производственный франчайзинг — это большие капиталовложения и медленная окупаемость. А это может себе позволить не каждый бизнесмен. Радует, что последнее время сформировалась четкая тенденция к государственной поддержке подобных проектов. В рамках государственной программы определены ряд приоритетных направлений, в которые правительство готово инвестировать. Производство и легкая промышленность вошли в этот список.

Если говорить о бизнес-тенденциях, то за каким направлением будущее во франчазинговых отношениях?

Уже сейчас в этой области более 200 иностранных франчайзеров принимают активные меры по поиску партнеров в Казахстане и более пяти тысяч потенциально готовы сотрудничать с отечественными предпринимателями. Однако большое будущее, на мой взгляд, за отечественными франшизами. Пусть сейчас в стране не так много национальных проектов, которые достойны клонирования, зато они полностью адаптированы к региону и уже только поэтому заслуживают внимания. Ведь бизнес, как и человек, выросший на родной земле, обязательно будет расти крепким и здоровым.  

tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

Бег на длинные дистанции. Cмогли ли локальные спортивные бренды заменить ушедших зарубежных игроков?

Ландшафт российского рынка спортивных товаров заметно изменился за последние два года. Разбираемся, есть ли на нем место российским брендам и с какими трудностями им приходится бороться.
5 августа 09:06
3 479

Правила выживания во время шторма: как работать бизнесу в период хаоса

Мария Герасименко, основатель компании Fashion Advisers и онлайн-школы Fashion Advisers School, объясняет, как работать бизнесу в период хаоса.
4 марта 12:20
10 355

Поттериана в моде. Как fashion-бренды работают с фанатами Гарри Поттера

Как fashion-бренды работают с фанатами Гарри Поттера.
12 января 14:19
13 637

Как заработать на фанатах сериалов

Получают ли модные бренды преимущества от появления в сериалах и возможно ли предугадывать бестселлеры по кадрам со съемок проектов Netflix, Amazon и HBO?
29 августа 23:03
19 417

Продвижение брендов детской одежды: примеры попадания в целевую аудиторию

Продвижение брендов детской одежды: примеры попадания в целевую аудиторию.
19 июня 15:16
20 017

Российские марки дизайнерской обуви — о продажах и работе с клиентами

Российские марки дизайнерской обуви — о продажах и работе с клиентами.
9 февраля 16:15
32 270

Гид

A Bathing Ape
Японский стритвир-бренд мужской, женской и детской одежды.
Зайцев Вячеслав
Российский модельер, основатель модного дома Slava Zaitsev
Zalando
Европейский маркетплейс, специализирующийся на продажах одежды, обуви, аксессуаров, косметики, со штаб-квартирой в Берлине (Германия).
Authentic Brands Group LLC (ABG)
Американская компания, управляющая спортивными и fashion-брендами, со штаб-квартирой в Нью-Йорке.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю