Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Статьи

Франшизный интерес девелоперов

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru

Какие франчайзинговые сети предпочтительнее для ТЦ? Казалось бы, ответ прост: кто больше платит за аренду, тот и лучше. Но в нынешние времена этот принцип не срабатывает: магазины не только открываются, но и легко закрываются. Владельцы торговой недвижимости заинтересованы в долговременных денежных потоках, поэтому посетителей и ритейлеров не должны смущать «черные дыры» закрывшихся соседей. Растет у ТЦ и стремление к собственным брендовым точкам. Каковы же подходы к определению надежности и привлекательности сетей в качестве арендаторов и продавцов франшиз?

TSUM (2).jpg По данным Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), сегодня в России работает более 1000 франчайзеров и свыше 33 000 франчайзи. Доля fashion-ритейла на рынке франчайзинга, по различным экспертным оценкам, достигает 40–50%. Благодаря своей численности франчайзеры и их франчайзи стали основными партнерами ТЦ. При этом fashion-бренды стремятся оказаться в торговых галереях в достойном окружении себе подобных, ожидая получить достойный трафик.

Согласно информации РАФ, в минувшем году наблюдался рост франчайзингового рынка: зафиксировано свыше 3600 новых франчайзи (хотя и число закрытий сетевых точек возросло). Франчайзинговая составляющая в ритейле продолжает увеличиваться. И все же кризисные времена резко осложнили ротацию арендаторов. Девелоперы нередко сами приобретают франшизы для своих объектов, возлагая определенные надежды на все еще растущий бизнес по лицензии.

Изменившиеся реалии

В последние годы на фоне тормозящегося потребительского спроса строилось рекордное количество объектов торговой недвижимости. Но экономический кризис вкупе с падением нефтяных цен и рубля, санкциями и незатухающим очагом конфликта на Украине погрузил Россию в предпринимательский и покупательский пессимизм.

FiNN_FLARE.jpgКак показывает исследование компании СЭЛТОРС, в первом квартале 2015 года наблюдался спад посещаемости ТЦ на 10–20% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го. Объем продаж fashion-галерей сократился на 20–40%. По данным СЭЛТОРС, в течение первого квартала нынешнего года в России было открыто всего 6 новых ТЦ общей торговой площадью 348 700 м2 (за аналогичный период 2014-го – 11 ТЦ общей торговой площадью 410 383 м2) – три в Москве и по одному в Ижевске, Тюмени и Перми.

У всех игроков рынка, по мнению президента FiNN FLARE Ксении Рясовой, идет снижение рентабельности, которое рано или поздно компенсируется дальнейшим ростом ценников, отпугивающим покупателей.

Fashion-операторы сворачивают или корректируют планы развития сетей из-за резкого удорожания импорта (ассортимент, материалы, компоненты) и почти двукратного повышения стоимости аренды. «В нашей компании была оперативно перестроена работа отдела по развитию, который активизировал переговоры с торговыми центрами о снижении арендных ставок, – рассказал участникам форума «Российский франчайзинг. Антикризисная перезагрузка» директор департамента оптовых продаж и франчайзинга BAON Сергей Даньшин. – Мы убеждали девелоперов в необходимости переходить на процент с оборота. Администрации одного торгового центра, которая упорно не хотела идти навстречу, нам удалось объяснить: лучше сегодня за пять рублей, чем завтра бесплатно – потому что иначе никого не останется. В тех случаях, когда договориться не получалось, мы переводили партнеров в другие торговые центры».

REGIONY_Krasnogorsk.jpgНесмотря на то, что львиная доля арендодателей впервые с 2000 года стала фиксировать курс долларовой ставки в рублевом эквиваленте (по данным Knight Frank – на уровне 40–50 рублей за доллар чаще всего на полгода или год), сроки принятия арендных решений увеличиваются. Это тормозит и без того медленное освоение пустующих площадей новых ТЦ. Наполняемость торговых объектов, введенных в первом квартале этого года, по данным СЭЛТОРС, не превышала 30–40%.

Доля вакантных площадей в Москве зафиксировалась на уровне 6–7%. Как считают авторы исследования, это свидетельствует о том, что девелоперам в основном удалось удержать арендаторов и привлечь их в новые открытые центры на льготных условиях. Однако в регионах доля вакантных площадей выросла до 10–12%. Fashion-галереи – среди лидеров по числу уходов. По прогнозам аналитиков СЭЛТОРС, до конца 2015 года доля вакантных площадей в Москве увеличится до 10–15%, а в регионах до 20–25%.

Рынок покупателя

Упомянутые тенденции в совокупности ведут к очень серьезным и быстрым изменениям в арендной сфере: созрели предпосылки для трансформации рынка продавца в рынок покупателя. Не составлявшая особого труда ротация арендаторов теперь требует долговременной селекционной работы. К тому же интерес ТЦ к франчайзинговым компаниям все больше выходит за рамки исключительно арендных отношений. Среди операторов рынка коммерческой недвижимости в условиях, когда сети сдерживают свое развитие, а свободные торговые площади заметно растут, усиливается склонность к собственным ритейловым проектам.

Tsum_yoskar_ola.jpg«Дело в том, что многие интересные бренды не готовы инвестировать в развитие собственной розницы, особенно в регионах. Но любому торговому центру хотелось бы видеть в своих рядах коммерчески привлекательные и востребованные покупателями бренды, так как это напрямую влияет на качество трафика, – поясняет Ирина Горбань, руководитель Smart Fashion Group, компании, занимающейся управлением «ЦУМ Йошкар-Ола». – Поэтому многие собственники ТЦ рассматривают собственное управление и инвестиции в развитие бренда как возможность улучшить качество наполнения торговых площадей. Издержки на аренду – одна из «острых» статей расходов в любом проекте – для них минимальны, площадки выделяются лучшие». Это позволяет собственникам ТЦ не только зарабатывать на собственной рознице, но и привлекать другие (независимые от них) концепции, поскольку многие бренды уделяют большое внимание соседям, принимая решение о входе в проект.

Произведя ребрендинг в ноябре 2014-го, в самый разгар кризиса, «ЦУМ Йошкар-Ола» сделал ставку на fashion-франшизы в сегменте mass-market и denim (Mango, Motivi, Oasis, Love Republic, Benetton, Glenfield, Bandolera, S’Oliver, Campione, Levi’s, Lee, Wrangler, Lee, Cooper, F5, Mustang и др.). «Конечно, «горячий душ», т.е. эйфория от открытия, тут же сменился «холодным» – общим снижением покупательской активности, – рассказывает Ирина Горбань. – Основным продуктом в момент открытия «ЦУМ-Йошкар-Ола» были коллекции осень-зима 2014, и мы приняли решение не повышать цены, так как коллекции были закуплены за полгода до открытия. Что касается коллекций весна-лето 2015, то нам удалось договориться с партнерами о предоставлении скидок и дополнительных бонусов для нашей компании, а значит, и для покупателей. Это также позволило нам не повышать цены, но при этом иметь стопроцентное наполнение товаром, так как бюджеты закупок не сокращались».

TSUM (3).jpgБлагодаря лояльности и поддержке франчайзеров, Smart Fashion Group сумела не только сохранить целевую аудиторию главного универмага в столице Республики Марий Эл, но и развить региональный франчайзинговый проект принципиально нового типа. «Для нас главное работать одной большой командой, т.е. команда универмага и наши франчайзинговые партнеры – одно целое. И это дорогого стоит, – считает Ирина Горбань. – Для меня привлекательность франчайзинговой концепции оценивается прежде всего коммуникациями с брендом, и наши партнеры показали, что они самые привлекательные, по крайней мере для нас. Но это не означает, что мы закрыты к переменам. Напротив, мы продолжаем анализировать продажи и оценивать эффективность работы брендов. Конечно, у нас будут перемещения по маркам».

Изменения посетительского трафика, как признает Ирина Горбань, безусловно, окажут влияние на селекцию fashion-франшиз. «Но в настоящий момент покупатели уделяют также огромное внимание атмосфере ТЦ и его имиджу. И вот тут необходимо четко соответствовать заявленной концепции, осознавать, какая концепция будет привлекательна в том или ином городе, – говорит руководитель Smart Fashion Group. – По прошествии шести месяцев работы мы уже понимаем, что некоторые бренды будут выведены из проекта, некоторые расширены, появятся и новые. Но эти изменения кардинально не повлияют на выбранную нами концепцию».

Франшизный интерес

Итак, стремясь увеличить просевшую наполняемость торговых комплексов, диверсифицировать бизнес и получить торговую маржу, девелоперы обзаводятся непрофильными активами в виде fashion-франшиз. Среди лидеров по разнообразию и значимости таковых активов – ГК «Ташир» и ГК «Регионы». У «Ташира» в собственных ТЦ «РИО» открыты свои же магазины по франшизам Incanto, «Спортландия», Steilmann, Quiz, мультибрендовые магазины Wild West (марки Tommy Hilfiger, Levi’s, Lee, Dsquared и др.). Специализированная ритейловая компания этой группы – «СК-трейдинг» – стала мастер-франчайзи итальянской бельевой марки Yamamay с эксклюзивными правами на открытие магазинов на территории РФ.

TSUM (1).jpgКак рассказал управляющий директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский, франшизный интерес у ТЦ, особенно в регионах, обычно начинается с заведений быстрого питания на фудкорте. Затем появляются собственные бутики под громкой вывеской в торговой галерее. Наработанный опыт формирует более или менее постоянный интерес к рынку концепций.

Нынешние пертурбации особенно жестко сказываются на несетевых магазинах в форме ИП. У их владельцев появляется желание перестроиться на работу с опорой на «старшего партнера», с его логистикой, автоматизированным учетом, обучением и маркетинговым сопровождением. Это стремление ИП встать под стильный бренд с лояльной аудиторией подстегивают и менеджеры ТЦ. Они заинтересованы в том, чтобы арендатор остался на плаву, а его магазин радовал глаз дизайном, ассортиментом, обслуживанием.

TSUM.jpgМенеджеры ТЦ советуют индивидуально-частным предпринимателям распрощаться со своими достаточно архаичными магазинами, уже не генерирующими трафик, не позволяющими снимать с квадратного метра достаточную выручку для обеспечения аренды, и купить франшизу.

«На мой взгляд, рынок fashion-франшиз имеет огромный потенциал. Но франчайзи хотят найти надежного франчайзера, а франчайзеры хотят развивать надежного франчайзи, – говорит Ирина Горбань. – Слово «надежный» – определяющая основа сотрудничества. С изменением/насыщением конкурентной среды меняются и финансовые модели бизнеса. Быстрых и высоких прибылей уже нет, но франчайзеры у нас не готовы зарабатывать 10–15% прибыли и инвестировать в развитие бренда, ожидая окупаемости в течение 10 лет. Франчайзи же не готовы снижать свою маржу в пользу партнера и самостоятельно развивать бизнес в России. Вот все и ходят вокруг да около…».

Будущее fashion-франчайзинга во многом зависит от того, сумеют ли бренды, девелоперы и ритейл пойти на достаточные компромиссы и уступки друг другу в изменившейся экономической реальности. А пока девелоперы всё чаще самостоятельно открывают магазины по франшизам, заполняя пустующие площади. И этот тренд, по мнению многих игроков рынка, сохранит актуальность на ближайшие годы.


tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

На свободные места. Почему и зачем растут локальные сети магазинов одежды

Десятка крупнейших российских сетей одежды за последние полтора года открыла около 500 магазинов. PROfashion проанализировал статистику роста и попросил экспертов дать прогноз о дальнейшем развитии локальных игроков рынка.
9 октября 09:40
7 103

Правила честной игры: инструкция для брендов, которые хотят стать осознанными

Как модному бренду прийти к осознанности, рассказывает Екатерина Насурдинова, основатель DADAknit.
5 февраля 20:34
9 947

Что можно шить из тканей российского производства?

Что можно шить из тканей российского производства?
1 августа 09:01
11 142

Дарья Золотухина, «Яндекс.Маркет»: мы готовы помогать в развитии российским модным брендам

Персонализация, искусственный интеллект и аналитика продаж: руководитель нового fashion-направления «Яндекс Маркета» Дарья Золотухина рассказала о сотрудничестве с продавцами и о возможностях, которые открываются в работе с этой онлайн-площадкой.
14 февраля 08:00
19 942

AR и VR-технологии: как компании обратить эти инструменты в свою пользу?

AR и VR-технологии меняют модную индустрию до неузнаваемости и определяют победителей на рынке. Что же нужно сделать компаниям, чтобы обратить эти инструменты в свою пользу?
31 января 00:42
13 844

Новые имена в дизайне принтов. Выбор PROfashion

Рассказываем о молодых талантах в сфере текстильного дизайна.
13 сентября 00:25
19 460

Гид

Guess
Американский бренд джинсовой одежды со штаб-квартирой в Лос-Анджелесе (США).

Marina Rinaldi
Итальянский бренд женской одежды plus size со штаб-квартирой в Реджо-Эмилии (Италия), принадлежит Max Mara Fashion Group.
Гаравани Валентино (Garavani Valentino)
Итальянский дизайнер, основатель модного дома Valentino.
Куснирович Михаил
Российский предприниматель, сооснователь, председатель наблюдательного совета группы компаний Bosco di Ciliegi.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю