Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Статьи

Архитекторы торговых пространств

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru


Дизайнеры интерьеров модных торговых пространств по досадному недоразумению остаются в тени для широкой публики. Кто эти волшебники, заставляющие покупателей замирать, переступая порог магазина? Представляем четырех архитекторов, создавших самые интересные интерьеры 2016 года.

Мастер провокации

arh-4.jpgАрт-галерея
Нью-йоркский дизайнер Питер Марино осуществил реконцепт флагмана Louis Vuitton в Нью-Йорке. Торговое пространство площадью 2010 кв. метров, расположенное в здании XIX века, открылось в формате арт-галереи. Гладкие стены контрастируют с текстурированной отделкой мебели и декоративными элементами из переработанного дерева, кожи, латуни и камня. Вместе с Марино над проектом работали Сюдзи Мукаи, расписавший колонны торгового зала в стиле Gutai, художественного движения Японии 1950-х, и Джузеппе Пеноне, который декорировал стены арт-объектами из формованной кожи и бронзы.

Питер Марино меньше всего похож на архитектора. Он носит черную кожаную куртку и ковбойскую шляпу, демонстрирует накачанные бицепсы и татуировку в виде змеи на предплечье, сильно напоминает персонажей рисунков Tom of Finland. При этом он страстно коллекционирует предметы старинного быта – его собрание итальянской бронзы эпохи Возрождения и французского фарфора XVI–XVIII веков считается одним из лучших. 

В 50 лет Марино сел на мотоцикл (в этом году Питеру стукнет 68). Он часто говорит, что после этого его мировоззрение изменилось – человек на мотоцикле чувствует свободу и получает полный обзор в отличие от того, кто заключен в жестяной коробке автомобиля. 

Своим учителем Марино называет Энди Уорхола, которому он проектировал частный дом. Уорхол познакомил Питера со всеми значимыми в художественных кругах персонами. После этого в портфеле заказов дизайнера появились квартира Пьера Берже и Ив Сен-Лорана, апартаменты известных коллекционеров Джанни и Мареллы Аньелли. 

arh-5.jpgВторым по силе влияния на свой художественный мир Марино считает театрального художника Ренцо Монджардино, который оформлял резиденции Ротшильдов, Валентино и Версаче. Ренцо увлекался сложными росписями и инкрустациями – для Марино фактура материала стала одной из основ, на которой он выстраивал дизайн. 

В 1978 году дизайнер основал собственную фирму Peter Marino Architect PLLC. Первым проектом в ритейле стала реконструкция универмага Barneys в Нью-Йорке, осуществленная в 1984 году. «Президент Barneys Фред Прессман узнал обо мне благодаря интервью в WWD, – вспоминает Марино. – Он позвонил и пригласил на встречу. Я сказал, что никогда еще не проектировал магазин. Фред ответил: «Я сам знаю все, что нужно знать о розничной торговле, но мне нужен человек с талантом». Первый опыт оказался удачным и получил продолжение – в течение десятилетия Питер переделал 17 универмагов Barneys в США и Японии. Этот грандиозный проект проложил ему дорогу в мир большой моды – за 40 лет работы дизайнер оформил два десятка магазинов Louis Vuitton, полтора десятка Dior и три десятка Chanel. «Я помню, как в восьмидесятых мы получили первый заказ на реконструкцию магазина Chanel в миллион долларов, – рассказывает дизайнер. – Я подумал, что умер и попал на небо. Но потом суммы стали увеличиваться многократно». 

В 2006 году Питер Марино покрыл фасад десятиэтажной «башни» Chanel в фешенебельном токийском районе Гинза особым тройным стеклом, используя уникальную технологию светодиодных экранов. Оформление обошлось заказчику более чем в 100 млн долларов. «Я так горжусь этим проектом, – признается дизайнер. – Если на моем надгробии напишут: «он открыл новый тип стекла», – это будет правдой. Наш стеклянный фасад позволяет смотреть видео тем, кто находится снаружи, и глядеть на улицу тем, кто внутри». Чтобы добиться такого результата, Питер провел 18 месяцев на стекольных заводах в Австрии. 

Он относится к заказам по принципу «все включено» – в каждом проекте занимается не только интерьером и фасадом, но и, если есть возможность, прилегающей территорией. Марино считает, что нет никаких различий между коммерцией и искусством – и то, и другое нужно человеку. Главным в проектировании пространства для него является единство частного и общего, деталей и концепции: «В университете я писал диплом по архитектуре итальянского барокко – тогда мастера точно знали, как за деревьями не потерять лес».

arh-6-3.jpg


Мастер лаконичности

Палаццо
Британский архитектор Дэвид Чипперфилд стал автором новой концепции четырехэтажного флагманского бутика Valentino площадью 409 м2 на Олд-Бонд-стрит в Лондоне. Бутик решен в стиле итальянского палаццо: монолитный венецианский терраццо и стены из каррарского мрамора сочетаются с мягкими коврами и деревом. Манекены расположены в нишах, подобно античным статуям. Лестница и лифт отделаны дубом. В разработке интерьера пространства также принимали участие креативные директора модного дома Мария Грация Кьюри и Пьерпаоло Пиччоли.

arh-8-3.jpgДэвид Чипперфилд открыл бюро David Chipperfield Architects в 1985 году. За пару лет до этого он оформил магазин Issey Miyake на Слоун-стрит в Лондоне. С тех пор дизайнер остается последовательным сторонником простоты и рациональности: прямые углы, квадратные коробки, ничего лишнего. Считая себя продолжателем традиций Ле Корбюзье, Луиса Кана и Алвара Аалто, Чипперфилд активно противостоит украшательству. «Архитекторов вынуждают делать радикальные вещи: чем страннее выглядит музей, тем больше он привлечет посетителей, – сказал он в одном из редких интервью. – Но жизнь не сплошной праздник, она состоит из обыденности. И этой обыденности я хочу придать новый смысл». 

Лаконичность – ровно то, что было нужно швейцарской марке Bally для оформления своего лондонского флагмана в 2014 году. Чипперфилд понял, что нужно делать с торговым пространством, когда увидел архивную фотографию интерьера магазина швейцарского бренда, созданного в 1920-м большим поклонником стиля Bauhaus Марселем Брейером. «Bally обладает величайшим культурным наследием, – говорит Дэвид Чипперфилд. – Мне было интересно прикоснуться к истории бренда и понять, что я могу к этому добавить». На старой фотографии вдоль стен в торговом зале были выставлены сотни коробок с обувью, в новых магазинах Bally стоят стеллажи с ящиками, стилизованными под обувные коробки, а сами стены закрыты решеткой из орехового дерева. Специально под эти решетчатые стены были спроектированы алюминиевые полки, которые вставляются в прорези стеновых панелей.

arh-9-2.jpg

Точно такой же лаконичный подход Чипперфилд использовал и для концепции бутиков Valentino, разработанной им в 2012 году и с тех пор успешно внедряемой по всему миру. Благодаря архитектору торговые пространства модного дома выглядят одинаково и в Токио, и в Сан-Паулу, и в Нью-Йорке. Та же рациональность лежит и в основе оформления бутиков Brioni.

В 2017 году бюро David Chipperfield Architects продолжит работу с Valentino, Bally и оформит первый офлайн-магазин канадского интернет-ритейлера Ssense. Чипперфилд – очень взыскательный художник, добивается идеала и требует такого же отношения к проекту от заказчика. Однажды он разорвал контракт, когда узнал, что для пола в здании закуплен более дешевый материал, чем планировалось. При этом архитектор готов был сам оплатить половину его стоимости только ради того, чтобы не пострадало качество. 

arh-10.jpg

Чипперфилд критически воспринимает современную архитектуру, что не мешает ему поддерживать молодые таланты. В прошлом году он стал ментором швейцарского архитектора Симона Кретца в рамках проекта Rolex Mentor и инициативы Protégé, которые призваны «гарантировать, что мировое художественное наследие будет передаваться из поколения в поколение, через континенты и культуры».


Мастер эксперимента

Апартаменты
arh-11-2.jpgЯпонский архитектор Масамичи Катаяма совместно с креативным директором Diesel Николой Формикетти осуществил реконцепцию флагмана бренда в Нью-Йорке. Торговое пространство на углу 59-й улицы и Мэдисон-авеню стало напоминать уютную квартиру из нескольких комнат (отделов магазина): кухни, гостиной и винного погреба. Бетонный пол контрастирует с деревянными потолками, стальные светильники комбинируются с персидскими коврами, антикварная мебель сочетается с современными экранами высокой четкости. Главный продукт Diesel – джинсы – представлен в стеклянном кубе в центре зала, чтобы подчеркнуть уважение к наследию и традициям. Здесь же установлены плазменные панели, манекены и живые растения.

Масамичи Катаяма открыл мастерскую Wonderwall в 2000 году. За пару десятилетий он оформил более 60 магазинов для японской сети A Bathing Ape, а также концепт-сторы Blamink и Ambush в Токио, флагманы Fred Perry (в том числе в Москве), торговые пространства Nike в Нью-Йорке, Лондоне и Москве, Uniqlo в Берлине, Париже и Нью-Йорке. Ему доверили реконцепцию легендарного парижского концепт-стора Colette, интерьер новых магазинов Pharrell Williams и Thom Browne. Наверное, это один из самых космополитичных дизайнеров.

arh-12-3.jpgВладелец компании Diesel Ренцо Россо обратился к Катаяме, поскольку решил, что после трех десятков лет плодотворной и насыщенной истории бренду нужно омоложение, которое стоит начать с новой, современной концепции магазинов. Японский дизайнер известен страстью к футуристическим пространствам, интерактивным технологиям и мультимедийным экспериментам, однако в итоге он превратил нью-йоркский флагман Diesel в «старую добрую квартиру», где прожило уже несколько поколений. «Я хотел, чтобы клиенты чувствовали себя здесь защищенно и комфортно, – объяснил Катаяма. – У Diesel много разных граней, это бренд образа жизни с великолепной харизмой. По моей задумке, магазин должен отражать настроения всех категорий покупателей, чтобы они получали настоящее наслаждение от атмосферы этого пространства».

Катаяма умеет придать индивидуальность каждому магазину, даже существующему в одной сети. К примеру, Uniqlo в Нью-Йорке он сделал похожим на аэропорт, а в парижском флагмане бренда, в районе Марэ, сохранил атмосферу литейного завода, в здании которого расположился магазин, оставив железные рамы на окнах и оригинальный камин в классическом стиле. 

«Если спроектированное тобой пространство хорошо воспринято местными жителями, то скорее всего, удастся произвести тот же эффект на тех, кто живет в другой стране, – считает Катаяма. – Я должен найти подходящий вариант для каждой марки в разных местах. И вижу свою задачу не в том, чтобы повторить концепцию, а в том, чтобы волнение клиента везде было сильным. Офлайн-розница медленно, но верно вытесняется интернетом, и единственным способом вернуть людей в магазин может стать покупательский опыт, а не продукт. Компаниям надо предлагать клиентам не товар, но культуру бренда».

arh-13-2.jpg

Масамичи Катаяма тщательно выбирает клиентов и в половине случаев отказывается от заказов. «Чтобы начать сотрудничество, я должен прежде всего уважать бренд, – говорит он. – Я на 50% дизайнер и на 50% потребитель, хожу по магазинам, ем в ресторанах, отдыхаю в отелях. Я провожу много времени во всех этих пространствах и хочу, чтобы они дополняли меня, а не мешали мне жить». 

Мастер сочетаний

Неоэклектика
arh-14-2.jpgФранцузский дизайнер Жак Гранж создал интерьер первого флагмана The Row в Нью-Йорке. Трехэтажное пространство заполнено картинами Жана-Мишеля Баскии, зеркалами Фрэнка Ллойда Райта, стульями Карло Бугатти и керамикой Масы Такаямы. Мягкая и деревянная мебель, граффити и аппликации, стеклянные раздвижные стены, «наивные» скульптуры и живые растения в кадках у бассейна во внутреннем дворике – все объекты гармонично складываются в цельный образ, отражающий атмосферу самого Нью-Йорка. Гранж сотворил энергичное и одновременно интимное пространство, которое не хочется покидать.

Подсвечники из ножек для стульев, индейские перья, надетые на голову классической римской статуи, картины кубистов рядом с креслами времен рококо — это любимые приемы Жака Гранжа. Любовь к деталям, иронии, прошлому и искусству легко объяснима образованием. С одной стороны, Гранж ученик и последователь антиквара, декоратора Мадлен Кастен, с другой – школу искусств в Париже, где учился Жак, посещали Марк Шагал и Ле Корбюзье. Его работы – тот редкий случай, когда имя архитектора освящено сотрудничеством с лучшими кутюрье. Гранж оформлял квартиру Валентино Гаравани, дом Франсуа Пино, «Шато Габриэль» и виллу в Марракеше Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, три ретроспективные выставки Сен-Лорана в Париже, Москве и Пекине… 

Флагман The Raw стал для дизайнера первым опытом оформления магазина. Сестры Олсен пригласили Гранжа, чтобы создать теплую и гостеприимную атмосферу: «Живя в Нью-Йорке уже 12 лет, мы хотели такой магазин, в котором можно чувствовать себя как дома». В итоге трехэтажное пространство оказалось наполнено не только одеждой из новых коллекций, но и произведениями современного искусства интерьера. 

arh-15.jpg

Свои эклектические и иногда странные сочетания Гранж объясняет очень просто: «Я нахожу, что отсутствие некоторого уродства гораздо хуже самого уродства». Основой дизайна он считает не гармонию цветов и материалов, а психологию: «Дизайнеру нужно уметь слушать клиента очень внимательно. При этом надо знать себя и свои сильные стороны. Если вы точно понимаете, кто вы, то будете иметь успешную карьеру. Проектировщик должен учитывать и уважать жизнь своих клиентов. Все, что я делаю, – перевожу их истории в свои проекты. Это так просто...»


Читайте эту и другие статьи в журналах PROfashion


tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

На свободные места. Почему и зачем растут локальные сети магазинов одежды

Десятка крупнейших российских сетей одежды за последние полтора года открыла около 500 магазинов. PROfashion проанализировал статистику роста и попросил экспертов дать прогноз о дальнейшем развитии локальных игроков рынка.
9 октября 09:40
11 215

Поттериана в моде. Как fashion-бренды работают с фанатами Гарри Поттера

Как fashion-бренды работают с фанатами Гарри Поттера.
12 января 14:19
15 633

Чему и как учиться: экономический ликбез для участников легпрома

Экономический ликбез для игроков рынка легкой промышленности: как искоренить проблему низкой деловой грамотности.
9 января 22:53
17 245

Новые имена в дизайне принтов. Выбор PROfashion

Рассказываем о молодых талантах в сфере текстильного дизайна.
13 сентября 00:25
22 748

Как спланировать маркетинговый бюджет

Как спланировать маркетинговый бюджет? Многие руководители компаний все еще не готовы ответить на этот вопрос. Пора расставить точки над «i».
3 мая 22:14
25 779

Как изменить бизнес-модель fashion-компании, чтобы адаптироваться к новой реальности

Как изменить бизнес-модель fashion-компании, чтобы адаптироваться к новой реальности. Советы от сооснователя бренда Arny Praht.
14 июня 15:00
27 208

Гид

Birkenstock
Немецкий бренд обуви со штаб-квартирой в городе Линц-ам-Рейн (Германия); принадлежит компании L Catterton.
Crocs
Американский производитель обуви со штаб-квартирой в Брумфилде (шт. Колорадо, США).
BelTexIndustry (BTI)
Международная выставка-ярмарка легкой промышленности.
Concept Group
Российская группа компаний со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге, владеет брендами Concept Club, Bestia, Acoola, Infinity Lingerie и др., входит в группу АФК «Система».
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю