Актуальные тренды e-commerce
Основные точки роста для онлайн-торговли выявили участники конференции по электронной торговле «Upgrade: e-commerce: аналитика и бизнес», организованной компаниями eSolutions и East-West Digital News 17 марта в московском Центре международной торговли.
Генеральный директор компании Alibaba.com (ru) и директор по развитию AliExpress в России и СНГ Марк Завадский считает: «Главное – правильно выстроить модель бизнеса, чтобы сократить все издержки, которые не способствуют росту продаж. В России e-commerce развивалась по двум моделям. Первая – инвестиционная, когда можно было не смотреть на окупаемость. Таким компаниям сейчас сложно перестроиться на модель операционной эффективности. Вторая – те, кто рос органически, без экспансии ради экспансии, у них сейчас больше возможностей».
Марк Завадский сообщил, что AliExpress будет бороться за два главных рынка: fashion и электроники. «Мы активно работаем с российскими производителями одежды и детских товаров и пытаемся вычленить те категории, которые удачно будут продаваться на AliExpress, - пояснил он. – Пока не все готово с нашей стороны с технической точки зрения, но надеемся, что в течение нескольких месяцев вопрос будет решен и мы сможем открыть региональные рынки для таких товаров».
Директор компании eSolutions (часть Otto Group) Евгений Щепелин полагает, что AliExpress не является угрозой для ритейлеров. Наоборот, китайский гигант приучает российских жителей покупать в интернете, а впоследствии они со страницы виртуального универмага переходят на сайт монобренда, где начинают делать покупки. И именно монобрендовые интернет-магазины директор eSolutions называет одной из самых перспективных моделей для онлайн-торговли модными товарами. По словам Евгения Щепелина, российские и зарубежные монобренды растут одинаково.
Еще две точки роста – это продажи через мобильные приложения и онлайн-рассрочка. «У нас растут два направления: mobile и prepaid, - рассказал Евгений Щепелин. - До 24% растет prepaid у монобрендов, доходит до 55% (если бренд это стимулирует). Продажи в mobile выросли в 1,5 раза по отношению к прошлом году». Сейчас у брендов, которые обслуживает eSolutions, 80% оплат совершается с банковской карты, 10% – через электронные кошельки, 10% – это оплата с мобильного телефона.
«Чуть меньше года назад мы запустили оплату с мобильного телефона – и услуга очень сильно растет, mobile – это общая стратегия для всех, потому что у жителей в регионах, как правило, одно устройство для выхода в интернет и чаще всего это дешевый андроид-смартфон», - дополнил Марк Завадский.
Кроме оплаты из мобильного приложения интернет-магазина растет и число случаев оплаты заказа с баланса мобильного телефона. Сейчас таким способом можно рассчитаться за товары стоимостью до 15 000 рублей, но уже обсуждается законодательное разрешение на увеличение лимита покупок.
Возможности онлайн-рассрочки в eSolutions пока просчитывают, но в целом считают это направление перспективным. В офлайн, кроме компании «Обувь России», которая одной из первых в нашей стране начала продажи обуви в кредит, покупателей уже начали кредитовать сети Rendez-Vous, Kari, «Легкий шаг», «Арбат-Обувь», Savage, Zarina, O'HARA и Snowimage. Однако эксперты банка Home Credit предупредили участников конференции, что если продолжится стагнация доходов населения, то клиенты начнут отказываться от оплаты уже взятых кредитов. Такой риск усилится к осени 2016 году, а в течение 2-3 лет нас ожидает волна банкротств.
Еще одна точка роста это доставка заказа на следующий день, а в Москве – в тот же день. При этом все участники конференции согласились с тем, что пора отказываться от бесплатной доставки для всех клиентов. Этот инструмент нужно делать стимулирующим. К примеру, предлагать бесплатную доставку за предоплату заказа по банковской карте или делать ее бесплатной при достижении определенной суммы заказа. Но необходимо сделать предварительные расчеты. Евгений Щепелин привел в пример компанию, которая предоставляла бесплатную доставку при заказе от 3 000 рублей, а средний чек у нее был 4 500 рублей. В результате, 90% доставок оказались бесплатными.
Следующее направление развития – отказ от примерок и частичного выкупа. По данным eSolutions, количество покупок в этом случае остается стабильным, количество возвратов стремится к нулю, растет операционная эффективность и прибыльность магазина.
Быстрое развитие зависит не только от наличия физической розницы в точках-онлайн-обращений (хотя это, конечно, сильно упрощает процесс работы интернет-магазина), но и от легкости возврата вещей в тех случаях, когда они по каким-то причинам не подошли. Главный вывод для тех, кто стремится развивать электронную коммерцию: для повышения продаж нужно облегчать условия возврата вещей и денег.