ZENDEN Group
История компании началась в 1997 году, когда предприниматель Андрей Павлов* (род. в 1974) инвестировал в обувную фабрику в Обнинске. В 2000 году зарегистрировано
ООО «Зенден» (ликвидировано в 2018 году), которое импортировало обувь и торговало ею оптом.В
2005-м в Великом Новгороде открылся первый магазин обуви Zenden. Название отсылает к голландскому футболисту Будевейну Зендену и, по замыслу Андрея Павлова*, должно было привлечь покупателей своей «заграничностью». В 2014 году компания приобрела ТРЦ «Галерея» и ТЦ «Нижний» в Пятигорске.
К концу 2015 года, по данным «Моллы.Ru», сеть насчитывала более 200 торговых точек в 100 городах, занимала 1,1% российского обувного рынка и, согласно Euromonitor и исследованию Retailer Russia
TOP-200 , вошла в тройку лидеров по динамике роста средиfashion-сетей и обороту среди обувных ретейлеров, уступая «ЦентрОбувь» и Kari.В 2015 году Zenden увеличила долю продукции под private label по доступным ценам (Zenden, Quattrocomforte, Instreet, Marisetta, с
2017-го Dixer) с 4,35% до 8,95% (более 5 000 наименований) и заключила соглашение с Lamoda о реализации своей продукции через сайтонлайн-ритейлера . В 2016 году СТМ Zenden и Instreet получили премию Private Label Awards как «лучшие private label в сегменте fashion».По итогам
2015-го компания продала 6 млн пар обуви, чистая прибыль увеличилась на 200%, выручка составила 12 млрд рублей. В основном компания производила обувь на китайских и российских предприятиях, около 9% приходилось на фабрики Турции, Испании, Португалии, Бразилии, Польши, Италии. Управление сетью региональных филиалов осуществляли два головных офиса: в Москве и Гуанчжоу (Китай).В апреле 2016 года началось строительство производственного кластера по выпуску высококачественной обуви в Крыму. Головным предприятием должна была стать фабрика Zenden с производственной мощностью более 1 млн пар обуви в год. Инвестиции в проект оценивались в более 1 млрд рублей. Строительство на территории Крыма давало инвестору включение в реестр участников Свободной экономической зоны (СЭЗ) и налоговые льготы. Планировалось, что крымская фабрика Zenden начнет работу осенью 2017 года, однако в мае
2017-го стало известно, что ее запуск отложен в связи с «выявленными недостатками при строительстве и изменениями в составе учредителей». Zenden Group начала судебные разбирательства с контрагентами. В 2019 году минэкономразвития Республики Крым потребовало расторгнуть договор с «Крым Шуз», принадлежащей группе Zenden, о деятельности в СЭЗ.В 2016 году Zenden приобрела своих конкурентов, обувные сети среднеценового сегмента немецкой марки Thomas Münz (34 торговые точки в России и Казахстане) и российской Mascotte (48 собственных и 36 франчайзинговых магазинов). По данным компании, благодаря покупке группа увеличила в первом полугодии 2017 года выручку до 9,78 млрд рублей (+ 30,2% в годовом выражении), объем продаж составил 5,14 млн пар (+38,3%), число торговых точек достигло 332 (+43,1%).
В 2018 году Zenden начала продажи итальянских брендов обуви Sergio Taccini и Carrera, а также немецкого adidas.
В
2016-м Zenden Group подписала соглашение о сотрудничестве с ФК «Тосно» с целью поддержки профессионального футбола, в2017-м стала генеральным спонсором ФК «Электрон» (Великий Новгород), а в2018-м выпустила коллекцию спортивной обуви FIFA x Zenden с символикой Чемпионата мира по футболу.В 2016 году ИФНС № 13 по Владимирской области после проверки структуры Zenden за 2013–15 годы пришла к выводу, что 22 индивидуальных предпринимателя, которым
ООО «Дом одежды» (юридическое лицо Zenden) поставляло закупленную за границей обувь, были подконтрольны самой компании и на них выводилась часть выручки. В результате такой схемы налоговая нагрузка фирмы была снижена на 43,6%. В 2019 году «Дом одежды» обратился в суд с требованием признать решение налоговой недействительным. Компания выиграла иски в первых двух инстанциях, но в октябре 2021 года кассация отправила дело на новое рассмотрение. В 2022 году Арбитражный суд Владимирской области отказался удовлетворить требования структуры Zenden. С учетом штрафов и пени Zenden должна выплатить в бюджет около 1,1 млрд руб.В 2019 году сеть насчитывала более 400 магазинов. Производство компании размещалось в Китае (78%), в России (6%, в
Ростове-на-Дону и Буйнакске), на Украине и в Беларуси (3%), а также в Сирии.В 2020 году Zenden Group в лице компании Thomas Münz Rus подписала эксклюзивное долгосрочное соглашение о приобретении прав на продвижение немецкого бренда обуви Salamander в России.
По итогам 2022 года, согласно компании, выручка группы превысила 21 млрд рублей (+15% в годовом выражении), валовая прибыль увеличилась на 25%, несмотря на рост себестоимости продукции. Компания сосредоточилась на повышении качества и изменении ассортиментной политики, чтобы изменить восприятие потребителя, привыкшего считать Zenden низкоценовым брендом, и привлечь новую аудиторию. В 2023 запустила бренд кроссовок Pulse для более молодых клиентов.
Под управлением группы в
2022-м функционировали 365 магазинов. В компании подчеркнули, что больше не будут развивать франчайзинговое партнерство, чтобы избежать дополнительной налоговой нагрузки.Президентом ZENDEN Group является ее основатель Андрей Павлов*, генеральный директор сети Zenden — Александр Сарычев (с 2009 года управляющий партнер).
Деятельность ZENDEN Group отмечена премиями «Лидер отрасли 2022» (номинация «Торговля розничная обувью в специализированных магазинах»), «Развитие регионов. Лучшее для России» (2022), ECO BEST AWARD 2022 в области экологии и ресурсосбережения (номинация «Экоупаковка года в розничной торговле») и др., компания стала победителем конкурса RCSC Awards 2017 (номинация «Ритейлер года», категория «Самая активная экспансия в России») и Retail Week Awards 2017 (номинация «Лидер года — сегмент Fashion»).
* Включен в реестр иностранных агентов по решению Минюста России от 16.08.2024