Цифровая мода (digital fashion)

Цифровая мода (digital fashion) начала формироваться в
2010-х в условиях стремительного развития компьютерной графики и3D-моделирования , позволившего создавать виртуальные предметы одежды, которые могут быть использованы в цифровой среде, и адаптации модной индустрии к меняющимся экономическим, экологическим и социальным условиям.К основным категориям цифровой моды относят: виртуальную одежду для социальных сетей и игр, которую пользователи с помощью технологий дополненной реальности (AR) могут «надеть» на собственное изображение или приобрести для своих аватаров в видеоиграх;
NFT-одежду , которая благодаря использованиюблокчейн-технологий может существовать в формате NFT (англ.non-fungible token, «невзаимозаменяемый токен»), что придает ей уникальность и коллекционную ценность; цифровые коллекции модных брендов, которые могут быть созданы на основе образов существующих вещей или представлять собой дополненные либо уникальные предметы от бренда.Предпосылками к появлению цифровой моды стали популярные игры, например Second Life и The Sims, которые предоставили пользователям возможность приобретать и кастомизировать одежду для своих аватаров.
Одним из пионеров направления считается Кэт Тейлор (Cat Taylor), которая под псевдонимом Cattytay с 2015 года начала разрабатывать виртуальную одежду и публиковать работы в соцсетях. Позднее цифровой дизайнер стала сотрудничать с крупными брендами, в числе которых Vetements, Gucci,
Off-White , Balenciaga и Alexander Wang.В 2018 году первую лимитированную коллекцию цифровой одежды для продажи создали агентство Virtue и скандинавский бренд Carlings. Дроп, в который вошли 20 вещей, в том числе дутый пуховик, желтое пальто с имитацией крокодиловой кожи, блестящие штаны, свитшот с надписью «I’m not a robot» (англ. «Я не робот») и другая одежда стоимостью от 10 до 30 долларов, был быстро распродан и привлек внимание к его создателям, что положительно сказалось на продажах Carlings.
В
2019-м кутюрноеdigital-платье , созданное дизайнерской студией The Fabricant, было продано наблокчейн-аукционе за 9500 долларов, что стало одним из первых значительных коммерческих успехов цифровой моды.В 2021 году дом моды Dolce & Gabbana продал
NFT-коллекцию одежды из девяти предметов за 5,65 млн долларов в эквивалентной на момент сделки стоимости криптовалюты Ethereum.В некоторых случаях стоимость
digital-предметов превышает цену оригиналов, по образу которых они были созданы. Примером может служить сумка Gucci Dionysus, которая при стоимости в 3400 долларов в физическом виде, в электронном формате была продана за 4115 долларов.К преимуществам цифровой моды перед традиционным производством одежды относят: минимизацию затрат на производство, которое не требует использования материалов и воды, что актуально в условиях усиливающегося внимания к вопросам устойчивого развития; уникальные возможности для персонализации, которые позволяют адаптировать продукт под индивидуальные предпочтения каждого пользователя.
Кроме того, благодаря росту технологий виртуальной и дополненной реальности, цифровая мода открыла новые перспективы для развития дистанционной торговли и
онлайн-покупок , позволяя пользователю примерить одежду, находясь в удобном для него месте, а производителям расширять аудиторию за счет проникновения в цифровую среду, аборигены которой с раннего возраста привыкли к взаимодействию с технологиями и виртуальными мирами.Индустрия моды активно экспериментирует с новыми моделями монетизации. Например, коллекционные цифровые предметы одежды могут быть проданы как NFT, что позволяет покупателям приобрести уникальный виртуальный объект, который невозможно воспроизвести или скопировать. Это создает новый рынок для коллекционеров и инвесторов, а также стимулирует развитие вторичного рынка, где цифровые предметы могут быть перепроданы по более высокой цене.
Цифровая мода также способствует демократизации одежды, делая ее доступной для более широкой аудитории. Пользователи могут приобретать уникальные виртуальные наряды по более низкой цене, чем их физические аналоги, что дает возможность большему числу людей приобщиться к модным трендам.