Раффл (raffle)
Раффл (от англ. «raffle» — «перемешивать») появился как случайный отбор среди зарегистрированных участников, дающий возможность конечным покупателям приобрести товар напрямую, в ответ на ажиотаж вокруг популярных товаров, выпущенных ограниченным тиражом, а также деятельность реселлеров, значительно завышавших цены. Чаще всего по такой системе разыгрывается право на приобретение лимитированных серий кроссовок, аксессуаров и одежды.
Идея лотерейного розыгрыша в розничной торговле возникла в
2010-х , когда Nike и adidas, выпуская эксклюзивные коллаборации и лимитированные коллекции (например, Yeezy от adidas иOff-White x Nike), столкнулись с проблемой массовой скупки товаров реселлерами с помощью автоматизированных алгоритмов (ботов). Чтобы сделать процесс более справедливым, ритейлеры начали вводить систему, позволяя клиентам регистрироваться для получения возможности приобрести товар по официальной цене.Процесс участия в раффле, как правило, включает регистрацию, пользователь заполняет заявку через сайт или приложение; выбор победителей, во время которого случайным образом система определяет, кто получает право на покупку, а также приобретение товара победителем в ограниченный срок.
Раффл широко применяется люксовыми и спортивными брендами, в числе которых Dior, использующий розыгрыши при продаже эксклюзивных моделей кроссовок (например, Dior x Air Jordan 1), Louis Vuitton, запускавший раффл для коллекции кроссовок Virgil Abloh x LV Traine, Supreme, разыгрывающий доступ к покупке лимитированных дропов, Nike и adidas, предлагающие эксклюзивные релизы и редкие модели с помощью специальных приложений SNKRS и Confirmed.
Раффл-модель позволяет брендам сохранять эксклюзивность и контролировать процесс продажи редких товаров, исключает возможность использования ботов, однако не предотвращает последующую перепродажу товаров.
