Минимализм
Термин «минимализм» в профессиональный обиход ввел британский философ, искусствоведу Ричард Уолхайму (Richard Wollheim), который в эссе
«Минимал-арт» («Minimal Art», 1965) применил это понятие к анализу творчества дадаиста Марселя Дюшана (Marcel Duchamp) и художниковпоп-арта , сводящих к минимуму вмешательство художника в окружающую среду.В контексте моды минимализм больше концентрируется на форме и ткани, чем на функции одежды. Дизайнеры этого направления, как правило, работают с линиями и геометрическими формами в монохромной палитре. Важной вехой в развитии этой тенденции стала Вторая мировая война, которая способствовала маскулинизации женского гардероба и упрощению силуэтов.
Особое влияние на минимализм оказала японская культура. В
1980-х увлечение европейской и американской аудитории философиейдзен-буддизма и концепцией«ваби-саби» — красоты в простоте / несовершенстве — способствовало успеху таких дизайнеров как Иссей Миякэ (Issey Miyake), Рей Кавакубо (Kawakubo Rei), Йоджи Ямамото (Yamamoto Yōji). Они создавали одежду из нетрадиционных для того времени материалов — полиэстера, ПВХ, лайкры и др., — с мешковатыми силуэтами и слоями потертых тканей.Благодаря японским дизайнерам в
1980-х мода разделилась на так называемую «буржуазную» и «авангардную», возникли два совершенно разных типа минимализма. Крупные дизайнерские дома, такие как Donna Karan и Armani, сделали выбор в пользу элегантности и шика, в то время как начинающие дизайнеры и небольшие бренды продолжили перевод минимализма в концептуальное направление. Возник его следующий этап: деконструктивизм, базовой концепцией которого стало сокращение одежды до ее самых фундаментальных частей. Пионером деконструктивизма был бельгийский дизайнер Мартин Маржела (Martin Margiela), известный своими радикальными методами трансформации одежды, в которых заново изобретались объемы, изменялись формы и функции.В
1990-х эстетика минимализма укрепилась в мейнстримной моде, возглавляемой такими американскими дизайнерами, как Донна Каран (Donna Karan) и Кельвин Кляйн (Calvin Klein), которые создавали комфортную и практичную одежду для современных работающих женщин. Так называемый «постминимализм», в отличие от европейской (Maison Martin Margiela, Ann Demeulemeester, Helmut Lang) и японской (Comme des Garçons, Issey Miyake) версий, сосредоточился больше на женском теле, чем на самой одежде.Еще одним важным явлением в минималистической моде стало изобретение капсульного гардероба. Небольшие коллекции, состоящие из нескольких основных предметов одежды «вне времени», в которых, как правило, доминируют один или два цвета, должны легко адаптироваться к уже имеющимся вещам и образу жизни. Идея капсульного гардероба возникла в
1970-х годах у Сьюзи Фо (Susie Faux), владелицы лондонского бутика, и была популяризирована Донной Каран, разработавшей в 1985 году коллекцию капсульной спецодежды.В XXI веке минимализм в моде тесно связан с глобальным трендом осознанного потребления и экологической ответственности, благодаря чему принимает разные формы: уменьшение количества вещей в гардеробе, выпуск лимитированных коллекций, принципы циркулярной экономики в производстве одежды и выборе тканей.
Лидирующие позиции в минималистичной моде в
2020-х занимают такие дизайнеры, как Стелла Маккартни (Stella McCartney), Фиби Фило (Phoebe Philo), Хайдер Акерманн (Haider Ackermann), бренды масс-маркета COS, Uniqlo и др