Эстетика клошар (фр. «clochard» -«нищий, бродяга») подразумевает отказ от гламура в пользу небрежной и неряшливой одежды с дефектами. Последователи этого стилистического направления отдают предпочтение искусственно состаренным вещам с многочисленными потертостями, заплатками, пятнами и дырами.
Пионерами клошарной моды принято считать дизайнеров 1970-х-1980-х. В частности, британский модельер Вивьен Вествуд (Vivienne Westwood) вместе со своим супругом Малкольмом Маклареном (Malcolm McLaren) популяризировала панк-эстетику, выступив против культа роскоши, нарочитой сексуальности и капитализма. В число ее разработок входят футболки с нашитыми костями вареного цыпленка, деконструированные жакеты и рваные свитеры.
Вклад в развитие клошарного стиля в 1980-х внесла и представительница японского авангарда Рей Кавакубо (Rei Kawakubo), в основе творчества которой лежит традиционная японская концепция ваби-саби (wabi sabi), подразумевающая поиск красоты в простых вещах, а также принятие жизни в ее несовершенстве. Дизайнер оставляла одежду под палящим солнцем и выпаривала ее при высоких температурах, чтобы продемонстрировать публике эстетику увядания и изъяна. Потертая кожа, трикотаж с дырами и истлевшие кружева стали причиной, по которой первые коллекции Кавакубо критики называли «хиросима-шиком» и «бедняцким стилем».
Стремление дизайнеров создавать вещи со следами времени во многом обусловлено повышенным спросом на винтаж. В 2000 году Франческа Ринальдо (Francesca Rinaldo) и Алессандро Галло (Alessandro Gallo), поставив перед собой задачу создавать вещи с «винтажным духом», где каждая царапина и дыра напоминает о воспоминаниях из прошлого, запустили Golden Goose. Один из бестселлеров бренда — искусственно состаренные кеды с потертостями, пятнами и запачканными подошвами. Каждая модель производится на фабрике в Италии и не имеет аналогов, поскольку обрабатывается сотрудниками бренда вручную.
«Стиль нищих» также тесно связан с постапокалиптичным направлением в дизайне, которое сочетает в себе элементы гранжа, постпанка и футуризма. Одним из первых дизайнеров, представивших свое видение гардероба людей, переживших конец света, стала Грейс Кубилиус (Grace Kubilius). В 2017 году она представила коллекцию «Junk Bones» (англ. «Мусорные кости»), в которую вошли худи из полиэтилена, облитые краской джинсы и шорты, а также необычные ботинки, подошва которых состояла из переплетенных между собой веревок.
Дизайнеры нередко прибегают к эстетике клошар, чтобы вызвать ажиотаж в медиапространстве. Например, в 2022 году Balenciaga выпустил кеды Paris с потрепанными шнурками и написанным от руки названием бренда, нанесенным маркером на подошву. Модель была покрыта многочисленными дырами, пятнами и потертостями. Несмотря на большое количество критики и негативных комментариев, в том же году креативный директор бренда Демна Гвасалия представил публике сумку из глянцевой телячьей кожи, визуально имитирующую мусорный мешок.
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю