Готье Жан-Поль (Gaultier Jean Paul)
Жан-Поль Готье (Jean Paul Gaultier) родился 24 апреля 1952 года в коммуне Аркуэл, в регионеИль-де-Франс (Франция).
Жан-Поль не получил профильного образования. В 1970 году он разослал свои эскизы известным парижским кутюрье. Его наброски понравились дизайнеру Пьеру Кардену (Pierre Cardin), и тот пригласил Готье на должность ассистента. В 1971–73 годахЖан-Поль работал с Жаком Эстрелем (Jacques Esterel) и Жаном Пату (Jean Patou). В 1974 году вернулся в бренд Pierre Cardin и переехал на Филиппины, где создавал коллекции длясеверо-американского рынка.В
1976-м основал одноименный лейбл Jean Paul Gaultier совместно со школьным другом Франсисом Менюжем (Francis Menuge), который был назначен директором и занимался финансовыми, организационными вопросами.Готье одним из первых предложил носить нижнее белье напоказ и сделал юбку полноценным предметом мужского гардероба. Среди его фирменных изделий — тельняшки, корсеты с конусовидными чашками, полупрозрачные топы с
тату-принтом . Дизайнер привнес уличную моду в haute couture и впервые вывел на подиум нестандартных моделей: с татуировками, plus size, пожилых, людей с ограниченными возможностями.Одна из эмблем дома Jean Paul Gaultier — тельняшка — впервые была представлена в коллекции 1983 года. С тех пор футболки и платья с бретонской полоской возникали не только на подиуме, но и в рекламных кампаниях. В
1984-м появилась еще одна визитная карточка дизайнера — платье с конусовидным бра, вдохновленным«бюстгальтерами-пулями» , которые пользовались спросом в1950-х . Корсет с конусообразными чашечками популяризировала Мадонна, выступавшая в нем во время своего тура в 1990 году.В
1994-м дизайнер вывел на подиум мужчин в костюмах и юбках. Последние были вариацией килта, однако дизайнер подчеркивал: он считает юбкугендерно-нейтральным предметом гардероба. Позже он обратился к этой теме в коллекцииосень-зима 2006/07, а также был куратором выставки «Храбрость: мужчины в юбках» («Bravehearts: Men in Skirts») в музее Метрополитен (Нью-Йорк , 2003–04).
В 1993 году Готье выпустил свой первый парфюм, заключив контракт с концерном Shiseido и разработав флаконы с женским и мужским торсом.
В
1994-м впервые показал имитацию тату на одежде, представив полупрозрачные изделия с разнообразнымтату-принтом , который стал фирменным приемом дизайнера и повторялся в других коллекциях (2009, 2014).
Жан-Поль Готье приобрел мировую известность не только как дизайнер одежды, но и как художник по костюмам. Он разработал образы для картин «Повар, вор, его жена и ее любовник» (1989) Питера Гринуэя, «Кика» (1993) Педро Альмадовара, «Город потерянных детей» (1995) Марка Каро иЖан-Пьера Жёне. Для фильма Люка Бессона «Пятый элемент» (1997) он сделал более тысячи костюмов главных персонажей и актеров массовки. В 2008 году создал сценические костюмы для балета «Белоснежка» в постановке Анжелена Прельжокажа.В 2003–11 годах Готье занимал пост креативного директора в парижском доме Hermès, где с его именем прежде всего ассоциируются эксперименты с аксессуарами — он трансформировал культовые модели сумок и выпускал их из замши, шелка, меха, кожи питона, ящерицы и страуса.
Дизайнер известен своими неординарными коллаборациями. Например, в 2012 году он разработал дизайн бутылки
Coca-Cola , который удостоился награды всемирного конкурса упаковки World Star Award. Также на его счету совместные работы с Melissa, Levi’s, Dr. Martens, Supreme, Jimmy Choo, Lipault, Lindex и другими крупными компаниями.В 2011 году
Жан-Поль Готье продал свой модный дом каталонской группе Puig, в2015-м — закрыл линию prêt-à-porter.
Шоу Jean Paul Gaultier Fashion Freak Show
В 2018 году дизайнер устроил в Париже театрализованное Fashion Freak Show, объединившее ревю и дефиле. Готье выступил в качестве автора, сценографа и режиссера. В 2019 году премьера мюзикла состоялась в Лондоне, в
2020-м — в России.В январе
2020-го дизайнер официально заявил, что прощается с высокой модой, устроив прощальное шоу, однако уже в марте того же года анонсировал новый проект, в рамках которого каждый сезон стал привлекать нового дизайнера для переосмысления кодов модного дома. Первым участником проекта стала Читосе Абе (Chitose Abe), креативный директор японского бренда Sacai.