Футуризм
Термин «футуризм» (лат. «futurum» — «будущее») появился в
1910-20-х годах для обозначения одного из направлений авангардного искусства (прежде всего поэзии и живописи) и получил распространение в основном в Италии и России. В 1909 году итальянский поэт и идеолог футуризма Филиппо Томмазо Маринетти (Filippo Tommaso Marinetti) опубликовал «Манифест футуризма». В нем декларировался отказ от традиционных форм культуры, провозглашалась идея разрушения, революции, призванных омолодить одряхлевший мир. В попытке создать «искусство будущего» футуристы культивировали эстетику урбанизма и машинной индустрии, воспевали технический прогресс, скорость, свободу.В модной индустрии увлечение футуризмом началось в
1960-х в связи с освоением космоса. Андре Курреж (Andre Courreges), Пьер Карден (Pierre Cardin) и Пако Рабан (Paco Rabanne) выпустили «космические» вещи из новейших тогда синтетических материалов — нейлона, пластика, винила и металла. Дебютная коллекция haute couture Пако Рабана «Manifesto: 12 Unwearable Dresses in Contemporary Materials» («Манифест: 12 непригодных для носки платьев из современных материалов», 1966) была полностью выполнена из металла и пластика. На подиумах1960-х стали преобладать геометрические формы и чистые линии, модели напоминали скафандры, имели прорези, подобные иллюминаторам, абстрактные принты.Сегодняшний футуризм представляет из себя междисциплинарный метод, синтез науки, искусства, архитектуры, биоинженерии, квантовой физики и цифровых технологий. Ярким и самобытным представителем этого направления в моде является нидерландский дизайнер Айрис ван Херпен (Iris van Herpen), которая первой стала применять метод быстрого прототипирования (
3D-печать ) и компьютерную графику в создании одежды. Ее метод — синтез прошлого и будущего, мифологии и хореографии, морфологии и высоких технологий.