Алайя Аззедин (Alaïa Azzedine)

Аззедин Алайя (Azzedin Alaïa, Izz
ad-D īn ʿAlayya) родился 26 февраля 1935 года в Тунисе, в семье крестьян, выращивавших пшеницу. Умер 18 ноября 2017 года в Париже.С ранних лет он проявлял интерес к искусству, который поддерживала его
сестра-близнец Хафида (Hafida Alaïa). В пятнадцатилетнем возрасте поступил в Школу изящных искусств в Тунисе (Tunis Institute of Fine Arts), где учился на скульптора. Образование сыграло значительную роль в его дальнейшем развитии как дизайнера: скульптурное понимание форм человеческого тела отразилось на подходе к созданию одежды.В 1950–1955 годах Алайя помогал делать вышивки сестре, которая училась в лицее
Notre-Dame de Sion, во время каникул начал работать помощником портного и одевать первых частных клиентов.В 1956 году дизайнер переехал в Париж и устроился на стажировку в дом моды Christian Dior, где проработал всего четыре дня — с 26 по 29 июня. На протяжении дальнейших двух лет Алайя выполнял заказы частных клиентов и вошел в столичное общество художников и архитекторов.
В
1958-м дизайнер присоединился к дому Guy Laroche, где учился технике кроя и созданию одежды haute couture на протяжении трех сезонов. К концу1950-х он обладал значительным опытом и обширной частной клиентурой, в которую со временем вошлиМари-Элен де Ротшильд (Marie-H élène de Rothschild), Луиза де Вильморен (Louise de Vilmorin), Грета Гарбо (Greta Garbo) и др.В 1965 году Алайя создал прототип платья Mondrian для Yves Saint Laurent.
Платье Mondrian для Yves Saint Laurent
К концу
1960-х в ателье дизайнера работали восемнадцать швей и две ассистентки, пришедшие из Balenciaga после закрытия модного дома.В
1970-х он также сотрудничал с домом Thierry Mugler, совершенствуя навыки создания женских образов, основанных на контрасте между мягкими и жесткими формами.В 1971 году Алайя был принят в Синдикат парижской моды (Chambre Syndicale de la Couture Parisien).
Значимым событием в карьере дизайнера стал выпуск первой коллекции под собственным брендом в 1980 году. Линейка платьев prêt-à-porter, выполненная из идеально облегающих фигуру и подчеркивающих женственные формы стрейчевых тканей, привлекла внимание модных критиков и СМИ, которые впоследствии дали Алайе прозвище King of Cling (англ. «Король облегания»). Также узнаваемыми стали работы дизайнера с кожей, в которых он соединял элементы спортивной и вечерней моды, создавая уникальные по форме и текстуре платья.
Аззедин Алайя всегда работал вне типичных модных календарей. Он не стремился следовать сезонным тенденциям, предпочитая выпускать коллекции только тогда, когда считал их идеальными. Такой подход стал одним из отличительных признаков его дома моды, а точное понимание формы, инновационные материалы и индивидуальный подход сделали его работы вневременными.
В
1985-м Алайя был удостоен премии Oscar de la Mode от Французской федерации моды,прет-а-порте , кутюрье и модельеров (Fédération Française de la Couture, du Prêt-à-Porter des Couturiers et des Créateurs de Modе) в номинациях «Спецприз жюри» и «Творец года».В
1989-м дизайнер получил французское гражданство.В середине
1990-х , после смерти сестры, Алайя отстранился от участия в публичных мероприятиях, но продолжал обслуживать частных клиентов и выпускать коллекции prêt-à-porter, которые презентовались в парижском районе Марэ и пользовались коммерческим успехом.В начале нулевых дизайнер заключил партнерство с итальянским модным домом Prada. В
2000-м группа Prada приобрела миноритарный пакет акций его бренда. Это сотрудничество обеспечило Алайе доступ к ресурсам и технологиям крупного модного конгломерата, позволив расширить производство и укрепить позиции на рынке.В
2003-м модельер презентовал на подиуме первую коллекцию haute couture.Несмотря на коммерческие преимущества союза с Prada, дизайнер всегда настаивал на полной творческой независимости и в
2007-м выкупил долю акций своего бренда, тем самым завершив формальный союз с итальянским домом.В том же году Алайя вместе с Кристофом фон Вейе (Christoph von Weyhe) и Карлой Соццани (Carla Sozzani) основал Association Azzedine Alaia, ставшую позднее Fondation Azzedine Alaïa, для сохранения архива, в котором за более чем 40 лет было собрано около 25 000 наработок, оригинальных образцов, прототипов и др.
Выставка работ Аззедина Алайи в Музее моды в Париже, 2013
После завершения сотрудничества с Prada бренд Алайи стал частью швейцарского холдинга Richemont, который позволял дизайнеру работать в независимом формате.
В 2011 году модельер презентовал вторую коллекцию haute couture.
В
2013-м создал костюмы для оперы Моцарта «Женитьба Фигаро» в постановке Кристофера Олдена (Christopher Alden) сЛос-Анджелесским филармоническим оркестром и сценографией Жана Нувеля (Jean Nouvel).В этом же году ретроспектива работ Алайи была представлена в парижском Музее моды (Palais Galliera), ее посетили около 130 000 человек.
В 2017 году кутюрье представил третью коллекцию высокой моды.
После его смерти дом Alaïa продолжил работать под управлением Richemont Group.