Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
События / Образование

Чему и как учиться

Экономический ликбез для игроков рынка легкой промышленности
PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
Фото: Британская высшая школа дизайна

Елена Письменская, основатель консалтингового агентства Kids Fashion Retail

vk shareподелиться в vk tg shareподелиться в telegram

Типичная картина

В силу своей деятельности я много общаюсь с предпринимателями fashion-сферы: собственниками брендов или фабрик, которые отшивают коллекции одежды, и владельцами модных магазинов. Многие занимаются этим бизнесом не один десяток лет, кто-то только начинает этот путь, но низкий уровень деловой грамотности, к сожалению, — типичная картина для отрасли.

Предприниматели и их сотрудники не знают или путают экономические термины, порой даже понятия «доход» и «прибыль» вызывают трудности в понимании. Огорчает и то, что бизнесмены не понимают конъюнктуры рынка. В силу своей профессиональной деятельности они чувствуют изменения и затруднения, которые испытывает бизнес, но почему это происходит и какие действия необходимо предпринимать — нет.

Ключевые вопросы

Главный вопрос любой российской фабрики — где найти швей? Сегодня это одна из самых востребованных профессий в отрасли. Учитывая, что значительная часть колледжей сократила или вовсе закрыла данную специальность, перспектива взять на работу швею с профессиональным образованием становится все туманнее. В этом случае нужно ориентироваться на обучение на собственном предприятии, причем неважно, кого придется учить: россиян или граждан соседних государств.

В руководящем составе часто присутствуют специалисты без профильного образования, поскольку многие пришли к своей должности после длительной работы в других сферах или начинали менеджерами по продажам или снабжению и постепенно выросли до топ-менеджеров.

Управленческая цепочка часто бывает очень короткой — промежуточные звенья упразднены. Главное требование клиентов к фабрикам — выполнение заказов быстро и дешево, а для этого необходима максимальная оптимизация производства, поэтому часто собственник выступает в двойной, а то и тройной роли: управляющий, технолог, менеджер по продажам и менеджер по снабжению.

У владельцев брендов, которые не имеют своего производства, но при этом занимаются разработкой и продажей коллекций, есть и другие проблемы: как составлять ассортиментную матрицу с учетом постоянно изменяющихся требований покупателей, как развивать каналы продаж, быть эффективными в каждом из них и при этом правильно построить ценовую политику.

И самый главный вопрос для всех: как правильно посчитать эффективность собственного бизнеса, увидеть и сгладить сложные моменты кассовых разрывов, сколько необходимо привлечь инвестиций в новый проект или для расширения действующего бизнеса — и что делать с полученными результатами, как перестроить систему управления для повышения эффективности.

pf-1.jpg

Фото: Fashion Factory School

Школы для бизнеса

Проблему низкой деловой грамотности легко искоренить — особенно сейчас, когда так много возможностей. Сегодня работает несколько школ, которые обучают именно модному бизнесу.

Например, один из лидеров дополнительного профессионального образования — Fashion Factory School. Проект предлагает курсы продолжительностью 2–3 месяца по различным сегментам рынка: «Управление брендом детской одежды», «Трикотажная коллекция от создания до успешных продаж», «Ассортиментная матрица и производство коллекции». Есть фундаментальный курс «Fashion Impulse», который за 4 месяца позволит проработать запуск собственного бренда. В качестве студентов школа приглашает собственников небольшого бизнеса или только планирующих свою деятельность в сфере моды.

Школа дизайна — подразделение Высшей школы экономики, одного из ведущих российских университетов — обучает бакалавров и магистров по различным курсам дизайна и менеджмента в индустрии моды. Курсы длительностью примерно 1–1,5 года предназначены для тех, кто не имеет специальной подготовки, но хочет освоить профессию дизайнера или бренд-менеджера.

Британская высшая школа дизайна обучает студентов, которые могут получить высшее и дополнительное профессиональное образование. Здесь могут быть интересными курсы «Бизнес в индустрии моды», «Дизайн одежды» и актуальное сейчас направление «Создание виртуальной коллекции одежды». Основные слушатели — специалисты, которые работают в сфере моды, но хотят совершенствоваться, или стартаперы.

Fashion Hub Education — школа, которая совместно с РЭУ им. Г. Плеханова запустила несколько авторских программ обучения с практикой в Fashion Hub, ЦУМ и других компаниях индустрии моды. Основной упор делается на продажи: «Визуальный мерчандайзинг», «Техника продаж и сервиса в области fashion-ритейла», «Основы баинга в fashion-ритейле». Эти программы больше заинтересуют специалистов и собственников, которые работают в области премиального и люксового сегментов.

МГУ им М. В. Ломоносова предлагает «МВА — Индустрия моды». Это первая в России программа, которая готовит топ-менеджеров предприятий модного бизнеса. На данном курсе можно пройти обучение у таких преподавателей, как историк моды Александр Васильев, fashion-гуру Андрей Бурматиков, шеф-стилист «Модного приговора» и других телешоу Алексей Сухарев.

Новый проект в области специализированного образования — Академия легкой промышленности онлайн (АЛПО), которая организует как краткосрочные тематические программы, так и специально разработанные тренинги для конкретных компаний или групп. Их отличительная черта — акцент на производство и бизнес-процессы, от разработки до продаж.

В настоящее время АЛПО готовит к запуску новый проект — «Самоучитель для модного бизнеса». Он адресован локальным дизайнерам, модным брендам, представителям бизнеса в сфере ритейла и швейного производства и предлагает свыше 100 статей от экспертов и практиков индустрии моды, в том числе практические рекомендации по ключевым аспектам построения бизнеса, аналитические исследования потенциала рынков и ключевых тенденций.

Спектр предложений образовательных программ в сфере моды постоянно расширяется. Так что изучайте, выбирайте и пробуйте. Практически у каждой школы есть бесплатный контент — вебинары, статьи, конференции, — благодаря которому можно понять, подходит ли вам эта программа обучения.

pf-2.jpg

Фото: Британская высшая школа дизайна

Проекты и возможности

Помимо специализированных школ и заведений программы профессионального обучения предлагает и множество акселераторов, которые запускаются при поддержке правительства. Работают и другие государственные проекты, нацеленные на повышение уровня образования и финансовой грамотности среди предпринимателей.

Могу заверить по собственному опыту — как преподаватель и наставник я участвую во многих программах — постоянно появляются все новые проекты и возможности. Участие в них позволит за короткий срок получить знания и прокачать их на практике, проработав и защитив свой проект перед экспертами. Кроме того, акселераторы — отличная возможность для деловых знакомств, поиска инвестиций и грантов.

Ценный опыт дают и мероприятия, которые разработаны и проводятся для конкретных заказчиков. Например, наша команда провела для Кластера легкой промышленности Орловской области фасилитационную сессию. Собственники фабрик разрабатывали стратегию развития своего кластера на год, рассказывали, какие они видят основные проблемы и с помощью каких методов и мероприятий будут решать их. Также они сформулировали выгоды, которые от этого получат они сами и их компания. Такое мероприятие позволяет не только узнать что-то новое, обменяться опытом с коллегами, но и наладить тесные связи и взаимовыгодные коллаборации.

tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

Бег на длинные дистанции. Cмогли ли локальные спортивные бренды заменить ушедших зарубежных игроков?

Ландшафт российского рынка спортивных товаров заметно изменился за последние два года. Разбираемся, есть ли на нем место российским брендам и с какими трудностями им приходится бороться.
5 августа 09:06
4 431

Перспективы локальных марок на рынке детской одежды

О перспективах локальных марок на рынке детской одежды рассказывает Елена Письменская, основатель консалтингового агентства Kids Fashion Retail.
24 октября 22:25
10 155

Останется ли обувь на каблуке в жизни современных женщин

Останется ли обувь на каблуке в жизни современных женщин.
31 августа 15:10
18 877

Заплатить планете. Вдохновляющая история экологического обувного стартапа Allbirds

Как стартап кроссовок из шерсти мериноса за четыре года превратился в компанию, которая оценивается более чем в 1,4 млрд долларов, и привлек свыше 200 млн долларов инвестиций.
25 апреля 15:30
24 545

С чужого плеча. Могут ли дети рекламировать fashion-товары, не предназначенные для детей?

Могут ли дети рекламировать fashion-товары, не предназначенные для детей?
13 сентября 18:05
15 350

С исторической точностью. Где в России производят жаккардовые ткани по технологиям XVIII-XIX веков

Российская фабрика Jacquard de Moscou выпускает жаккардовые ткани по технологиям XVIII-XIX веков. Как ей удается достичь аутентичности и найти заказчиков?
12 июля 23:20
32 089

Гид

SHU
Российский бренд женской и мужской одежды, аксессуаров со штаб-квартирой в Москве.
Tanya Kotegova
Российский модный дом женской одежды prêt-à-porter de luxe со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге.
Health goth
Субкультурный стиль, объединяющий монохромную спортивную одежду, «готику» и киберпанк.
Prada
Итальянский модный люксовый дом бренд со штаб-квартирой в Милане. Входит в Prada Group (владеет брендами Prada, Miu Miu, Church's, Car Shoe и др.).
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю