Чему и как учиться
Елена Письменская, основатель консалтингового агентства Kids Fashion Retail
Типичная картина
В силу своей деятельности я много общаюсь с предпринимателями
Предприниматели и их сотрудники не знают или путают экономические термины, порой даже понятия «доход» и «прибыль» вызывают трудности в понимании. Огорчает и то, что бизнесмены не понимают конъюнктуры рынка. В силу своей профессиональной деятельности они чувствуют изменения и затруднения, которые испытывает бизнес, но почему это происходит и какие действия необходимо предпринимать — нет.
Ключевые вопросы
Главный вопрос любой российской фабрики — где найти швей? Сегодня это одна из самых востребованных профессий в отрасли. Учитывая, что значительная часть колледжей сократила или вовсе закрыла данную специальность, перспектива взять на работу швею с профессиональным образованием становится все туманнее. В этом случае нужно ориентироваться на обучение на собственном предприятии, причем неважно, кого придется учить: россиян или граждан соседних государств.
В руководящем составе часто присутствуют специалисты без профильного образования, поскольку многие пришли к своей должности после длительной работы в других сферах или начинали менеджерами по продажам или снабжению и постепенно выросли до
Управленческая цепочка часто бывает очень короткой — промежуточные звенья упразднены. Главное требование клиентов к фабрикам — выполнение заказов быстро и дешево, а для этого необходима максимальная оптимизация производства, поэтому часто собственник выступает в двойной, а то и тройной роли: управляющий, технолог, менеджер по продажам и менеджер по снабжению.
У владельцев брендов, которые не имеют своего производства, но при этом занимаются разработкой и продажей коллекций, есть и другие проблемы: как составлять ассортиментную матрицу с учетом постоянно изменяющихся требований покупателей, как развивать каналы продаж, быть эффективными в каждом из них и при этом правильно построить ценовую политику.
И самый главный вопрос для всех: как правильно посчитать эффективность собственного бизнеса, увидеть и сгладить сложные моменты кассовых разрывов, сколько необходимо привлечь инвестиций в новый проект или для расширения действующего бизнеса — и что делать с полученными результатами, как перестроить систему управления для повышения эффективности.
Школы для бизнеса
Проблему низкой деловой грамотности легко искоренить — особенно сейчас, когда так много возможностей. Сегодня работает несколько школ, которые обучают именно модному бизнесу.
Например, один из лидеров дополнительного профессионального образования — Fashion Factory School. Проект предлагает курсы продолжительностью 2–3 месяца по различным сегментам рынка: «Управление брендом детской одежды», «Трикотажная коллекция от создания до успешных продаж», «Ассортиментная матрица и производство коллекции». Есть фундаментальный курс «Fashion Impulse», который за 4 месяца позволит проработать запуск собственного бренда. В качестве студентов школа приглашает собственников небольшого бизнеса или только планирующих свою деятельность в сфере моды.
Школа дизайна — подразделение Высшей школы экономики, одного из ведущих российских университетов — обучает бакалавров и магистров по различным курсам дизайна и менеджмента в индустрии моды. Курсы длительностью примерно 1–1,5 года предназначены для тех, кто не имеет специальной подготовки, но хочет освоить профессию дизайнера или
Британская высшая школа дизайна обучает студентов, которые могут получить высшее и дополнительное профессиональное образование. Здесь могут быть интересными курсы «Бизнес в индустрии моды», «Дизайн одежды» и актуальное сейчас направление «Создание виртуальной коллекции одежды». Основные слушатели — специалисты, которые работают в сфере моды, но хотят совершенствоваться, или стартаперы.
Fashion Hub Education — школа, которая совместно с РЭУ им. Г. Плеханова запустила несколько авторских программ обучения с практикой в Fashion Hub, ЦУМ и других компаниях индустрии моды. Основной упор делается на продажи: «Визуальный мерчандайзинг», «Техника продаж и сервиса в области
МГУ им
Новый проект в области специализированного образования — Академия легкой промышленности онлайн (АЛПО), которая организует как краткосрочные тематические программы, так и специально разработанные тренинги для конкретных компаний или групп. Их отличительная черта — акцент на производство и
В настоящее время АЛПО готовит к запуску новый проект — «Самоучитель для модного бизнеса». Он адресован локальным дизайнерам, модным брендам, представителям бизнеса в сфере ритейла и швейного производства и предлагает свыше 100 статей от экспертов и практиков индустрии моды, в том числе практические рекомендации по ключевым аспектам построения бизнеса, аналитические исследования потенциала рынков и ключевых тенденций.
Спектр предложений образовательных программ в сфере моды постоянно расширяется. Так что изучайте, выбирайте и пробуйте. Практически у каждой школы есть бесплатный контент — вебинары, статьи, конференции, — благодаря которому можно понять, подходит ли вам эта программа обучения.
Проекты и возможности
Помимо специализированных школ и заведений программы профессионального обучения предлагает и множество акселераторов, которые запускаются при поддержке правительства. Работают и другие государственные проекты, нацеленные на повышение уровня образования и финансовой грамотности среди предпринимателей.
Могу заверить по собственному опыту — как преподаватель и наставник я участвую во многих программах — постоянно появляются все новые проекты и возможности. Участие в них позволит за короткий срок получить знания и прокачать их на практике, проработав и защитив свой проект перед экспертами. Кроме того, акселераторы — отличная возможность для деловых знакомств, поиска инвестиций и грантов.
Ценный опыт дают и мероприятия, которые разработаны и проводятся для конкретных заказчиков. Например, наша команда провела для Кластера легкой промышленности Орловской области фасилитационную сессию. Собственники фабрик разрабатывали стратегию развития своего кластера на год, рассказывали, какие они видят основные проблемы и с помощью каких методов и мероприятий будут решать их. Также они сформулировали выгоды, которые от этого получат они сами и их компания. Такое мероприятие позволяет не только узнать