О моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Мода / Тенденции

Цифровые технологии открывают новые возможности для индустрии моды в России

От разработки до продвижения: российские эксперты рассказали о digital-технологиях в российской модной индустрии в рамках Московской недели моды
PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

24 июня 2022 года в московском «Зарядье», в рамках деловой программы Московской недели моды, состоялась сессия «Цифровой рассвет российской индустрии моды — будущее, которое уже началось», организованная при поддержке Московского инновационного кластера и медиахолдинга PROfashion. Известные эксперты российской индустрии моды и сферы цифровых технологий рассказали собравшимся о digital-решениях, которые уже применяются на российском рынке и могут способствовать его развитию в дальнейшем.

Сессия была поделена на 4 тематических блока — дизайн, производство, ритейл и маркетинг, — в каждом из которых спикеры представили свои кейсы, показав на их примере, как цифровые технологии могут применяться на разных этапах жизненного цикла товара легкой промышленности. Модераторами сессии выступили Оксана Пиккель, главный редактор сайта PROfashion.ru, координатор digital-проектов ИД «ПРОфэшн», и Тимур Османов, технический директор инновационной платформы для масштабирования бизнеса в легпроме BEE-ONLINE.ru.

Открыла мероприятие Полина Егармин, генеральный директор бюро Fash In, куратор первой в России магистратуры в сфере fashion tech от СПбГУПТД. Полина рассказала о том, как digital меняет сферe моды — на примере проектов, созданных студентами вуза. «Наша задача сделать так, чтобы студенты работали сразу с экспертами и себе в портфолио… Мало того, что мы создаем digital-продукт, мы учим его продавать или применять на разных площадках», — рассказала куратор магистратуры. Для этого при университете была создана лаборатория виртуальной моды и цифрового дизайна, оснащенная самым современным оборудованием, включая 3D-сканеры и принтеры, а также очки дополненной и виртуальной реальности. Среди реализованных студентами проектов — 3D-одежда для Roblox, конструктор виртуальных свадебных нарядов для Decentraland, цифровая одежда для киберспортивных команд, сервис виртуальной примерки свадебных платьев, башкирский digital-инфлюенсер, цифровая коллекция для ФК «Зенит» и ее виртуальный показ, мерч с дополненной реальностью и другие.

Тему дизайна продолжила презентация коллекции 3D-дизайнера Настасьи Некрасовой (Akhmadullina, Ecoolska, Vivienne Sabo), победителя конкурсов PROfashion Masters и Acer, преподавателя Fashion Factor. В 2021 году Настасья подала заявку на участие в конкурсе молодых дизайнеров PROfashion Masters, прислав на этапе отбора эскизов 3D-проект своей коллекции пальто. В финале она представила физическое воплощение капсулы, которая была выбрана экспертным жюри одним из двух победителей PROfashion Masters. На сессии в «Зарядье» Настасья Некрасова рассказала о нюансах работы с коллекцией и особенностях виртуального дизайна, его преимуществах и недостатках. «В этой коллекции я сначала сделала форму, затем нашла и примерила цвет, какой я хочу. Уже потом, когда я прошла в финал конкурса, мне не составило труда заказать принты, которые спонсоры конкурса предлагали напечатать на ткани, потому что все уже было сделано в 3D. Лекала мне тоже не пришлось создавать по эскизам, они тоже были в 3D. Думаю, мне было проще, чем другим участникам, которые прошли в финал по „плоским“ эскизам, потому что я уже точно знала, что форма у меня уже отработана, и отшивала по ней», — поделилась Настасья Некрасова.

На том, зачем швейным фабрикам внедрять 3D-дизайн на своих производствах, подробнее остановилась digital-дизайнер одежды Юлия Борискина, резидент Digital Fashion Week New York и галереи эксклюзивного цифрового искусства Fumigine, призер конкурса Digital Fashion challenge Monte-Carlo, лектор Fashion Factory School. «Трехмерные модели строятся на основании тех же лекал, с которыми работает реальное производство. Благодаря этому в цифровом виде мы можем отработать все нюансы дизайна, пропорции и детали, мы можем добиться идеального результата, что при реальной разработке одежды не всегда бывает возможно», — объяснила Юлия Борискина. Особенно это актуально, например, при создании одежды со сложными конструкциями и нетиповыми дизайнерскими решениями или ориентированную на индивидуальные физиологические потребности. Смотреть презентацию (150 мб) >>

В блоке сессии, посвященном теме производства, приняли участие основатели и руководители сразу трех российских фабрик. Александра Калошина, Solstudio Textile Group, презентовала новый проект Print-a-porter — цифровой сервис, позволяющий находить друг друга текстильным дизайнерам, модным брендам и производителям тканей в режиме онлайн. «У нас огромный опыт разработки рисунков на тканях и, подтвержу слова коллег, на 3D-модели это гораздо легче, быстрее и эффективнее, особенно когда это сложный рисунок», — прокомментировала спикер. На базе собственной фабрики цифровой печати компания Solstudio Textile Group разработала цифровую платформу персонализированного производства текстиля Print-a-porter. По словам Александры Калошиной, для дизайнеров крайне важна возможность печати на ткани в небольшом метраже: «Проект позволит каждому из нас, не выходя из дома, запустить собственную ткань в размере от 50 см». К проекту будет привлечено сообщество текстильных дизайнеров, что также позволит решить проблему их трудоустройства. У покупателей появится возможность удаленно подобрать дизайн текстиля, фабрику-партнера, отправить задание на производство и затем получить готовый продукт.

Дмитрий Шишкин, «Портновская мануфактура SHISHKIN», обратил внимание собравшихся на существующие сложности в автоматизации швейного производства: «Мы седьмой год занимаемся 3D-моделированием одежды, и есть две фундаментальные проблемы, которые все еще не устранены. Первое — 3D-моделирование никак не дает возможности показать реальную тектонику ткани, то, как она развевается на ветру, плиссируется, как складки образовываются… Вторая, еще более важная базисная проблема — то, что 3D-моделирование никак не имплементировано в конструирование, и никто пока не может по-настоящему с 3D-моделей делать раскладку лекал в САПР». «Портновская мануфактура SHISHKIN» является цифровой швейной фабрикой, где все этапы проектирования, производства, поставок и продаж объединены в цифровую экосистему. «Настоящая цифровизация — это ускорение всех процессов, передачи и анализа данных», — говорит основатель компании. Digital-технологии позволили производству увеличить производительность труда на 30–70%, усилить контроль качества, снизив норму брака с обычных для легкой промышленности 5% до 0,5%. Также автоматизация делает производство более гибким, давая возможность запускать сразу несколько коллекций или групп изделий, работать параллельно с крупными партиями и небольшими капсулами, быть максимально адаптивными под любые заказы. При этом Дмитрий Шишкин подчеркнул, что любой цифровизации производства предшествует сложный этап модернизации, и весь процесс может занять от 5 до 10 лет.

Галина Волкова, ГК «Ортомода» подтвердила, что цифровизация производства начинается не с роботов, а с коммуникации и программ, собирающих и обрабатывающих данные. Важным внедрением на обувной фабрике «Ортомоды» стал дистанционный прием заказов и создание специальных сканеров, позволяющих разрабатывать ортопедическую обувь по индивидуальным меркам и особенностям стопы. Главной проблемой для своего производства, с которой компания столкнулась несколько лет назад при цифровизации фабрики, Галина Волкова назвала отсутствие профильных специалистов: «Мы брали студентов со второго курса, и все до единого специалисты, которые у нас есть на сегодняшний день, это дети, которые вообще ничего не знали и не понимали… Только за 5 лет мы хоть кого-то воспитали». Также руководитель «Ортомоды» отметила, что компания пока не нашла для себя эффективной технологии виртуальной примерки, из-за чего вынуждена отправлять заказы для примерки традиционным способом и затем возвращать их обратно для доработки.

Между тем о существующих возможностях виртуальных примерочных рассказал заместитель директора по развитию компании Texel Никита Никитин. В арсенале Texel есть сканер тела, который за 30 секунд создает точную цифровую копию тела человека, снимая более 100 антропометрических признаков с точностью до полсантиметра. Эта технология нашла различные сферы применения, включая конструирование одежды, индивидуальный пошив, использование 3D-аватаров для различных баз данных. На основе собственной базы, которая включает уже порядка 350 тысяч 3D-сканов и является одной из самых больших в мире, был создан виджет виртуальной примерки для интернет-магазинов. Он состоит из двух сервисов, один из которых рекомендует пользователю размер одежды на основании введенных базовых параметров, а другой накладывает изображение товара на фото покупателя. По словам Никиты Никитина, такие технологии не только упрощают клиентам процесс подбора одежды, но также позволяют решить острую для индустрии проблему возврата неподошедших товаров.

В заключительном блоке сессии, посвященном маркетингу, выступила Дарья Минасова, руководитель отдела продаж Brothers Production — компании, специализирующейся на выводе брендов в метавселенные. По словам эксперта, существующие сейчас платформы, называемые метавселенными, являются по сути обычными играми, но на подходе уже новые технологии Web 3.0, которые позволят людям по-настоящему погружаться в виртуальную реальность и общаться друг с другом, как в реальности, приобретать товары, рекламировать их. «Мы помогаем создавать представительства брендов в метавселенных… На данный момент занимаемся больше ритейлом и корпоративными мероприятиями, но это уже большой шаг для России с выводом своих брендов на международный рынок. Метавселенные позволяют расширить аудиторию, потому что там не только Россия, а уже весь мир видит ваш бренд. Это классная возможность», - рассказала спикер. По словам Дарьи, сейчас самое подходящее время для выхода в метавселенные: хотя цена входа достаточно высока, в будущем она станет еще выше, а хайп и PR, которые сейчас сопровождают такие запуски, позволяют повысить продажи собственных продуктов. Другое направление работы Brothers Production — это создание аватаров, которые могут общаться с аудиторией в режиме реального времени, считывая мимику лица человека — спикера, который находится за кадром. Такие аватары могут использоваться брендами для взаимодействия с аудиторией и презентации товаров.

Сессия вызвала живой интерес участников, и их общение продолжилось в коридорах «Зарядья». По отзывам спикеров, они уже наметили варианты сотрудничества как друг с другом, так и с присутствовавшими в зале брендами, подтвердив намерение и дальше развивать цифровые технологии в индустрии моды.

Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний