Вакантность в торговых центрах Москвы увеличилась за 2020 год на 1,3%
По итогам 2020 года доля свободных площадей в торговых объектах Москвы составила 5,4%, что на 0,2% выше уровня середины года и на 1,3% превышает показатель конца 2019 года, согласно данным компании в сфере коммерческой недвижимости JLL.
«Необычный и трудный для торговли 2020 год торговые центры пережили с меньшими потерями арендаторов по сравнению с центральными торговыми коридорами столицы», — комментирует Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL.
В
Положительной данная динамика считается за счет роста числа новых торговых центров Москвы: несмотря на перенос 20% заявленных проектов на 2021 год, показатель ввода новых объектов в 2020 улучшился на 58% по сравнению с 2019 годом. Среди объектов, открытых в 2020 году, самыми крупными являются ТРЦ в составе парка развлечений «Остров Мечты» (65 тыс. кв. м GLA), объединенный с автовокзалом ТРЦ «Щелковский» (60 тыс. кв. м), Kvartal West (44 тыс. кв. м), The Outlet (23 тыс. кв. м), ТЦ «Столица» в Московском (10 тыс. кв. м) и несколько окружных и районных торговых комплексов.
В 2021 году ожидается появление 365 тыс. кв. м качественной (по оценкам экспертов) торговой недвижимости, среди которых лишь три объекта имеют арендуемую площадь более 30 тыс. кв. м. Несмотря на высокий уровень насыщенности Москвы торговыми площадями — 443 кв. м на 1000 жителей, некоторые районы и округа ещё недостаточно освоены. К примеру, насыщенность Восточного АО составляет 152 кв. м на 1000 жителей. Такие районы отмечены высоким потенциалом для строительства крупных объектов.
Диаграмма 3
На фоне высокой обеспеченности торговыми площадями отмечено также ухудшение работы торговых центров в общей массе по причине «неактуальной концепции, неустойчивого состава арендаторов, некачественной эксплуатации, неэффективного маркетинга и некачественного сервиса», — отмечает руководитель департамента торговой недвижимости JLL Полина Жилкина, — «В Москве и области около 2,2 млн кв. м морально устаревших проектов из 7 млн существующего предложения в той или иной степени нуждаются в пересмотре концепции и усилении пула арендаторов».
Активность выхода новых международных брендов по итогам 2020 года ожидаемо снизилась — на рынке появилось 19 ритейлеров, что на 30% меньше результата 2019 года. Пять брендов покинули российский рынок, среди них, к примеру, французский премиальный ритейлер Longchamp.
Аналитики JLL прогнозируют на 2021 год рост доли свободных площадей в качественных (по оценкам экспертов) торговых центрах Москвы до 7–8% при благоприятном сценарии за счет ввода новых проектов и увеличения вакантности в наименее современных и качественных объектах. Также, эксперты отмечают, что 2021 год вряд ли будет насыщенным с точки зрения выхода международных ритейлеров в Россию в связи с пандемией и неясностью развития событий, но можно рассчитывать на несколько ярких дебютов ближе ко второй половине года.