О моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Бизнес / Ритейл

Вакантность в торговых центрах Москвы увеличилась за 2020 год на 1,3%

В целом моллы пережили 2020 год успешнее центрального стрит-ритейла столицы
PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
ТРЦ «Европейский»
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

По итогам 2020 года доля свободных площадей в торговых объектах Москвы составила 5,4%, что на 0,2% выше уровня середины года и на 1,3% превышает показатель конца 2019 года, согласно данным компании в сфере коммерческой недвижимости JLL.

«Необычный и трудный для торговли 2020 год торговые центры пережили с меньшими потерями арендаторов по сравнению с центральными торговыми коридорами столицы», — комментирует Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL.

В стрит-ритейле вакантность по итогам года увеличилась почти в два раза, тогда как в сегменте торговых центров — с 4,1% до 5,4%. Это в первую очередь связано с тем, что собственники и управляющие компании торговых центров смогли быстрее отреагировать на резко изменившиеся условия. Они работают с бóльшим количеством арендаторов, получают обратную связь от разных категорий ритейлеров, сильнее стремятся сохранить заполняемость комплексов на приемлемом уровне, считают аналитики. Собственникам объектов стрит-ритейла было сложнее быстро оценить широкую картину ухудшения ситуации в торговле, что привело к менее эффективным переговорам с арендаторами касательно послаблений в арендной плате.

1.jpg

Положительной данная динамика считается за счет роста числа новых торговых центров Москвы: несмотря на перенос 20% заявленных проектов на 2021 год, показатель ввода новых объектов в 2020 улучшился на 58% по сравнению с 2019 годом. Среди объектов, открытых в 2020 году, самыми крупными являются ТРЦ в составе парка развлечений «Остров Мечты» (65 тыс. кв. м GLA), объединенный с автовокзалом ТРЦ «Щелковский» (60 тыс. кв. м), Kvartal West (44 тыс. кв. м), The Outlet (23 тыс. кв. м), ТЦ «Столица» в Московском (10 тыс. кв. м) и несколько окружных и районных торговых комплексов.

2.jpg

В 2021 году ожидается появление 365 тыс. кв. м качественной (по оценкам экспертов) торговой недвижимости, среди которых лишь три объекта имеют арендуемую площадь более 30 тыс. кв. м. Несмотря на высокий уровень насыщенности Москвы торговыми площадями — 443 кв. м на 1000 жителей, некоторые районы и округа ещё недостаточно освоены. К примеру, насыщенность Восточного АО составляет 152 кв. м на 1000 жителей. Такие районы отмечены высоким потенциалом для строительства крупных объектов.

3.jpgДиаграмма 3

На фоне высокой обеспеченности торговыми площадями отмечено также ухудшение работы торговых центров в общей массе по причине «неактуальной концепции, неустойчивого состава арендаторов, некачественной эксплуатации, неэффективного маркетинга и некачественного сервиса», — отмечает руководитель департамента торговой недвижимости JLL Полина Жилкина, — «В Москве и области около 2,2 млн кв. м морально устаревших проектов из 7 млн существующего предложения в той или иной степени нуждаются в пересмотре концепции и усилении пула арендаторов».

Активность выхода новых международных брендов по итогам 2020 года ожидаемо снизилась — на рынке появилось 19 ритейлеров, что на 30% меньше результата 2019 года. Пять брендов покинули российский рынок, среди них, к примеру, французский премиальный ритейлер Longchamp.

4.jpg

Аналитики JLL прогнозируют на 2021 год рост доли свободных площадей в качественных (по оценкам экспертов) торговых центрах Москвы до 7–8% при благоприятном сценарии за счет ввода новых проектов и увеличения вакантности в наименее современных и качественных объектах. Также, эксперты отмечают, что 2021 год вряд ли будет насыщенным с точки зрения выхода международных ритейлеров в Россию в связи с пандемией и неясностью развития событий, но можно рассчитывать на несколько ярких дебютов ближе ко второй половине года.

Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний