О моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Бизнес / Ритейл

Уроки эволюции

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть
Galyshina_galina.jpg
Галина Галышина, независимый эксперт в области управления ассортиментом

Тянем до последнего

Самым популярным в моем Telegram-канале в июне этого года стал пост, сообщавший о переносе сроков запрета реализации немаркированных остатков товаров на 15 сентября. Это сообщение с первых секунд после публикации набрало огромное количество реакций и комментариев с радостными возгласами. А все потому, что практически весь май и июнь внимание предпринимателей было направлено не на продажи и маркетинг, а на маркировку остатков, которая проходила не так гладко, как многие надеялись.

Несмотря на то, что первая волна маркировки товаров легкой промышленности началась еще в 2019 году, а о том, что с 2024-го список товаров расширится, было известно уже в ноябре 2023-го, бизнесмены надеялись на то, что успеют избавиться от остатков и быстро промаркировать продукцию, хранящуюся на складах и в магазинах, и оттягивали начало процесса до последнего.

Среди моих клиентов и окружения — в основном представители малого бизнеса. Именно им пришлось сложнее всего. Те, у кого в ассортименте есть обувь и верхняя одежда, примерно представляли себе весь процесс (хотя и у них не обошлось без проблем), а те, у кого в ассортименте только одежда, столкнулись не только со сложностями в плане процессов, но и с дополнительными расходами.

Примерные дополнительные затраты, связанные с введением маркировки, по данным сервиса «Мой Склад»:

  • 2D-сканер для штрих-кодов с поддержкой маркировки от 3900 руб.;
  • онлайн-касса с обновленной прошивкой ФФД 1.2 — от 3000 руб. за обновление прошивки и от 28 000 руб. за покупку;
  • ЭДО, ОФД, УКЭП, подключение к «Честному Знаку» — от 5500 руб. в год;
  • токен для ККП из «Честного знака»;
  • для производства и для маркировки остатков — регистрация в ГС1 РУС и доступ к регистратору эмиссии (облачный от «Честного Знака» или собственный) — 3000 руб.

В поисках ответов

Много вопросов возникло как в процессе создания карточек товаров на остатки, так и в вопросах, связанных с классификацией изделий и кодами ТН ВЭД.

В ГОСТе и перечне ТН ВЭД есть разночтения, касающиеся названий видов изделий. Довольно сложно идентифицировать конкретный товар, отнести его к той или иной группе и решить, попадает ли он под маркировку.

Встречались и разночтения между фактическим видом товара и его кодом ТН ВЭД в декларации или сертификате соответствия. Например, товар из текстиля, а код в декларации как для трикотажного изделия или наоборот. Моим клиентам так и не поступило ответа от команды «Честного Знака», что делать в этом случае.

Так же вопросы вызывали 10-значные коды ТН ВЭД, связанные с составом материала изделия. Нет понятных инструкций, что к какому составу относить, какой процент примесей допустим в каждом из случаев, например, в хлопке.

Само создание карточек в личном кабинете «Честного Знака» занимает много времени. Для ускорения этого процесса нужны специалисты, умеющие хорошо работать в таблицах и на ПК, чтобы использовать пакетные обработки.

Кроме того, не каждый бизнес подробно описывает свойства продукции в системах товароучета, поэтому заполнение всех необходимых полей по остаткам занимает достаточное количество времени. Нужно найти товар в зале или на складе, описать все его свойства.

Особые сложности возникали при выборе из справочника типа размерной линейки. Мы не нашли понятных объяснений по поводу того, как соотносятся размерные сетки и виды товара, какие значения возможны внутри этого типа размеров. Приходилось надеяться на удачу, спрашивать у коллег или читать бесконечные ленты форумов, надеясь найти там ответ.

Исправление карточек, не прошедших модерацию, — отдельный длительный процесс. Не всегда понятно, почему именно карточка забракована. Если в данных по остаткам загруженных из файла обнаружится одна ошибка в группе карточек (например, не тот тип размерной сетки), исправлять ее нужно будет в каждой карточке отдельно.

Подписание карточек, заказ и ввод в оборот кодов маркировки при большом количестве остатков также длительный процесс, если не использовать сторонние платные программы и приложения.

Отдельная непростая и трудоемкая задача — расклейка стандартных Data Matrix без дополнительных указаний вида товара, размера и бренда.

Не мои заботы

Маркировка новой волны повлекла за собой дополнительные изменения в процессах и регламентах по приемке товара, должностных обязанностях персонала. Важно проверить не только наличие кодов у получаемого товара, но и соответствие всех характеристик и свойств, уделять внимание состоянию кодов Data Matrix при инвентаризациях, обучать персонал оформлять возврат товара с маркировкой.

Производители и импортеры, которые не работают с маркировкой, рискуют потерять определенную долю рынка, так как не весь малый бизнес согласен брать на себя заботы о кодировке «Честным Знаком».

На выставке CPM в феврале этого года я общалась с владельцами небольших мультибрендовых магазинов в регионах, которые сказали, что готовы пересмотреть портфель брендов и менять поставщиков, если текущие партнеры не станут поставлять товар с маркировкой. И в этом случае в выигрыше могут оказаться российские производители, предоставляющие все необходимые документы.

С 1 марта 2025 года будет маркироваться вся одежда. Мой совет: не тяните, начинайте вникать и перестраивать процессы уже сейчас. Будьте тем бизнесом, который выживает, потому что «лучше всех приспосабливается», говоря словами Чарльза Дарвина, — и таким образом развивается, продолжая свою ветвь эволюции.

Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний