Релокация бизнеса: Армения
В течение года, с марта 2022-го по март 2023-го, число юрлиц и ИП, зарегистрированных россиянами в Армении, выросло более чем в два раза. Среди бизнес-релокантов — свыше 120 представителей модной индустрии. С какой целью они приехали в эту страну и каких результатов хотят добиться?
Этот материал выходит в рамках рубрики «Тема месяца: контрактное производство»
Кто пришел
В 2022 году, по данным Министерства экономики Армении, в стране зарегистрированы около 2500 юридических лиц и 4000 ИП с российскими учредителями. Уже к 31 марта 2023 года, согласно Комитету госдоходов Армения, их число выросло до 6060 и 7771 соответственно, то есть более чем в два раза.
Наира Манукян, партнер компании «Егиазарян и Партнеры», отмечает: «Интерес к нашим услугам вырос многократно. Если раньше от предпринимателей из России у нас был
Большинство российских
За последние полтора года на рынок Армении вышли как крупные российские игроки, так и нишевые. Производитель мужской одежды HENDERSON в ноябре
Свободные ниши Владимир Шатверов, CEO Team2B:
«С приездом в Армению огромного числа россиян возник запрос на одежду для спорта и активного образа жизни. В Армении с 2020 года работают „Спортмастер“, Adidas и совсем недавно открылся Nike, видя возросший спрос. Но вот
каких-то специализированных брендов на рынке пока нет. А еще в Армении есть горнолыжный курорт, но почти нет специализированной одежды. В Армении нет многих мировых брендов, но есть запрос на их присутствие. Большинство покупателей ищет нужные им позиции на европейских сайтах, покупает через посредников, а после ждет доставки несколько недель. Конечно же, если появится более удобная альтернатива, покупатели выберут ее».
В мае 2023 года российский ритейлер женской одежды, обуви и аксессуаров Lime открыл свой первый магазин в ереванском Megamall Armenia. Среди нишевых российских игроков, пришедших в Армению после марта 2022 года, по данным департамента легкой промышленности Министерства экономики страны, — бренды одежды Sorelle, «Волчок», Sin.x_function, MIRUMIR studio design, аксессуарная марка Kashi, ювелирные Kover, POZVNER, Dramatic Jewellery.
Регистрация и открытие
Первая причина, по которой российский бизнес приходит в Армению, — простота юридического оформления. «Открыть юридическое лицо в Армении можно всего за один рабочий день, при этом нет никаких требований минимального уставного капитала и не нужно уплачивать государственную пошлину», — уточняет Наира Манукян. Для регистрации юрлица необходим не слишком большой пакет документов, поясняет эксперт: российский или заграничный паспорт директора (нотариально заверенный перевод); паспорт учредителя (нотариально заверенный перевод); устав, решение об учреждении.
Стоимость услуги оформления пакета документов — открытие компании, открытие банковского счета, предоставление юридического адреса — колеблется от 100 000 до 150 000 драмов (260–390 долл.) в зависимости от организационно-правовой структуры юридического лица. Пакет услуг оформления ИП для резидента РФ стоит около 70 000 руб. Из документов необходим загранпаспорт, сообщает Игорь Иоффе, CEO Stone Bridge.
Впрочем, далеко не всегда обращение к услугам агентств гарантирует нужный результат. «Мы зарегистрировали ООО в Армении, официально трудоустроили сотрудников, — рассказывает Василий
Процедурой оформления можно заняться и самостоятельно, в случае открытия ИП это еще проще. «Мы зарегистрировали ИП буквально за один день, довольно быстро и просто. Сами — и совершенно бесплатно. Заплатили только пошлину за открытие, — делится Ольга Сень, основатель мультибрендового магазина украшений 28–31 STORE. — Предварительно надо лишь получить социальную карту Армении — без нее ИП не откроют».
Зарегистрировав юрлицо или ИП, можно открыть счет в банке Армении, который позволит в том числе осуществлять транзакции с зарубежными партнерами. «Мы открыли счет в Ameriabank. Собирали огромное количество документов и вели диалог два месяца. Открытие счета и годовое обслуживание стоит 25 000 драмов, — рассказывает Василий
Ведение предпринимательской деятельности в Армении дает основание для получения вида на жительство в стране.
Потребность в новых игроках
Арег Акопян, управляющий партнер консалтинговой компании Easy Life Consulting Group: «Сегодняшняя
fashion-индустрия Армении находится на начальной стадии своего формирования. Например, Палата моды и дизайна объединяет более 200 дизайнеров одежды, аксессуаров, обуви. Рынку необходимы новые игроки, которые в свою очередь помогут развитию всей индустрии в целом».
Работа с фабриками
Многие релоканты переносят производство своей продукции, размещая заказы на ее изготовление на предприятиях Армении. Только российские клиенты Easy Life Consulting Group заключили с марта по декабрь 2022 года более 30 соглашений о сотрудничестве с местными фабриками. Согласно «Стратегии развития текстильной промышленности Армении в 2023–2026 годах», легпром является одной из 11 стратегических экспортно ориентированных отраслей республики — он занимает небольшую долю (2,8%) в общей обрабатывающей промышленности страны, но имеет большой потенциал благодаря постоянным инвестициям.
Как отметил на заседании правительства Армении 2 февраля 2023 года заместитель министра экономики Рафаэль Геворкян, в
Среди активно растущих направлений армянского легпрома национальный эксперт по маркетингу программы развития легкой промышленности Армении UNIDO Микаэл Оганесян называет производство обуви и одежды из денима в ценовом сегменте ниже среднего, но с высоким качеством — например, закупочная цена на джинсовые брюки начинается от 13 долларов.
Эксперт отмечает, что за последнее десятилетие в стране открылось достаточное количество крупных и современных фабрик, где выполняются самые сложные заказы как от европейских брендов, например, Moncler и Zara, так и от российских компаний среднеценового сегмента.
Привлекательной чертой отрасли является и относительно дешевая рабочая сила. «Весной 2022 года к нам обратилась компания российских учредителей, которая собиралась вывести на рынки Европы и Ближнего Востока новый бренд женской одежды, — рассказывает Игорь Иоффе, СЕО консалтинговой компании Stone Bridge. — Производство они планировали локализовать в Армении. На это решение повлияла в том числе низкая стоимость рабочей силы. Средняя зарплата в провинциальных городах в среднем в два раза ниже, чем в России, порядка 15–20 тысяч рублей».
Среди слабых сторон легпрома Армении Микаэл Оганесян называет нехватку кадров, как рабочего звена, так и более квалифицированного персонала, и отсутствие сырьевой базы. «В Армении нет собственного производства тканей, — поясняет эксперт. — Работает кожевенный завод, но полностью удовлетворить потребности в материалах он не может, конечно. Фурнитура, ткани закупаются за границей. Государство приняло меры поддержки для производителей продукции легпрома. Если вы закупаете ткань для того, чтобы шить в Армении и в дальнейшем экспортировать продукцию в третью страну, то производитель освобождается от уплаты части пошлин».
Своя розница
Часть российских брендов, зарегистрировавшихся в Армении, открывает собственные розничные магазины в столице страны. «Тут хорошие цены на аренду коммерческой недвижимости, поэтому, если у вас широкая целевая аудитория и доступный продукт, можно сразу взять в аренду пространство с хорошим трафиком и базовым ремонтом, — рассказывает Ольга Сень. — Если проект требует серьезных вложений в атмосферу магазина, то лучше начать с аренды корнера в уже работающем пространстве — дизайн собственного пространства будет требовать серьезных вложений».
Согласно данным сервисов по поиску недвижимости в Ереване, средняя стоимость аренды за кв. м коммерческого помещения составляет 2000 руб., торговой площади — порядка 900 руб., складского помещения — 450 руб.
Как сообщают опрошенные PROfashion эксперты, наиболее высокий трафик в Ереване наблюдается в центральной части города, на улицах Сарьяна, Абовяна, Пушкина, Туманяна, Северном проспекте, проспекте Месропа Маштоца, проспекте Комитаса, в районе «Каскада», в торговых центрах Dalma Garden Mall, Yerevan Mall, Megamall Armenia, RIO Mall. «Все эти локации разные по настроению, выбор надо делать, исходя из ценностей и стиля проекта», — уточняет Ольга Сень.
Российский бренд
Большинство покупателей в магазине «Волчок» — туристы или экспаты, которые стали серьезным подспорьем для экономики Армении. В январе—октябре 2022 года, по данным Миграционной службы Армении, в страну релоцировались более 40 тыс. россиян (в 2,5 раза больше, чем за весь 2021 год), а в мае
Особенности потребления
Владимир Шатверов, CEO Team2B: «Первое, на что стоит обратить внимание компаниям, которые продают одежду и обувь, — климат. Большую часть года в Армении жарко. В Ереване летом температура может достигать отметки +40 градусов. Зимы в Ереване мягкие, а вот в регионах, расположенных выше, бывает и -25».
Василий
Волчок-Русакович , основатель бренда «Волчок»: «В Армении довольно жарко и сухо летом. Зима короткая и, что непривычно, тут продолжительные весна и осень. В ассортименте не нужно делать акцент на пуховиках или дождевиках. В летний сезон активно предлагайте шорты, головные уборы, светлые вещи».Владимир Шатверов, CEO Team2B: «В Армении женщины покупают больше, чем мужчины, — особенно онлайн. Большинство девушек одевается довольно консервативно — без глубоких вырезов и экстремальных мини. Парни предпочитают не носить яркие и светлые цвета. Стоит учесть, что платить много в Армении чаще всего готовы за известные бренды».
В 2022 году россияне перевели в Армению $3,6 млрд, в 4 раза больше, чем в
«Россияне покупают больше и решительнее, — подтверждает Ольга Сень. — Армяне часто интересуются, много расспрашивают и медленнее принимают решение о покупке. Думаю, это связано с тем, что средний доход у них ниже. А приехавшие из России — это в основном высокооплачиваемые специалисты в сфере ИT и предприниматели».
Тем не менее
О том, что необходимо адаптироваться к запросам локальных клиентов, говорит и Владимир Шатверов, CEO Team2B: «Стоит заранее определить свою аудиторию и узнать, как и у кого она покупает — культура потребления в Армении немного отличается от российской. Мы помогли одному российскому дизайнеру с открытием ИП и адаптацией его
Среди сложностей работы в рознице в Армении
Основное производство марки «Волчок» осуществляется в России, которая остается главным рынком. В Армении компания отшивает небольшие дропы, созданные совместно с местными художниками или сообществами. В дальнейшем
Транзакции и логистика
Наира Манукян, партнер юридической фирмы «Егиазарян и Партнеры»: «Армения работает со всеми странами, кроме Азербайджана. С переводами средств и логистикой в остальных странах нет проблем. Еще нельзя переводить средства напрямую в Турцию, но даже в таком случае можно найти решение».
Хаб между странами
По словам Игоря Иоффе, в Армении очень много локальных производств одежды и обуви и невысокая покупательная способность, поэтому
Как рассказывают в Easy Life Consulting Group, российские клиенты компании открывают юрлица в Армении и частично переносят производство в эту страну, чтобы устранить трудности в логистике и закупках материалов, работая с европейским рынком. «Большинство релоцированных в 2022 году компаний занимается экспортом своей продукции в европейские страны, — поясняет Арег Акопян. — Немало российских производителей в связи со сложившейся политической ситуацией вокруг Российской Федерации зарегистрировали юридические лица в Армении для более удобного взаимодействия с европейскими партнерами, с одной стороны. С другой — многие компании открыли в Армении офисы продаж для более удобного взаимодействия с Индией, крупнейшим поставщиком тканей, и регионом MENA».
Владимир Шатверов, CEO Team2B, уточняет, почему для выхода на внешние рынки необходимы регистрация юрлица и производство продукта в Армении: «Для одного крупного дизайнерского бренда мы открыли ООО, помогли перенести часть производства из России, ведем бухгалтерию, решаем юридические и таможенные вопросы. Такое комплексное решение позволило получить армянский сертификат о происхождении товара, который открывает путь на международный рынок».
Российские предприниматели и компании выбирают Армению для релокации бизнеса по нескольким причинам: отсутствие визового режима, простота процедуры регистрации компании и ведения бизнеса, возможность выхода на зарубежные рынки и наконец, общее таможенное пространство, которое позволяет продолжать вести продажи в России с меньшими издержками.
Причины релокации бизнеса в Армению
Преодоление барьеров
В новых реалиях российские компании не могут продолжать работать со своими действующими поставщиками, контрагентами и клиентами в Европе. Сложности с логистикой, таможенным оформлением, оплатой счетов, а также заморозка активов — вот неполный список проблем, которых можно избежать при релокации бизнеса в Армению.
Оптимизация издержек
Легкая промышленность Армении находится в фазе активного роста. Благодаря упрощенной процедуре открытия бизнеса, а также дешевой рабочей силе и низким арендным ставкам релокация в Армению позволяет компаниям оптимизировать расходы и производить продукцию по конкурентным ценам.
Выход на новые рынки
Внутренний рынок Армении слишком мал, чтобы рассматривать его для масштабирования, однако релокация открывает двери к налаживанию новых связей и выходу на зарубежные рынки. Республика благодаря своему удобному экономическому расположению и торговым возможностям служит своеобразным мостом между государствами ЕС, США и ЕАЭС.
Найти контрактное производство вы можете