Девелоперы осваивают Дальний Восток и Поволжье
Почти половина всего нового предложения качественных торговых центров в регионах придется в 2019 году на Дальний Восток, не проявлявший активности в 2018 году, и Поволжье, сообщает компания «Магазин магазинов».
Среди крупнейших проектов Дальневосточного федерального округа, запланированных к открытию во 2 полугодии 2019 года: 1 очередь ТРК Brosko Mall (42 тыс. кв. м GLA) и ТРЦ «Стрелка» (17,7 тыс. кв. м GLA) в Хабаровске, а также 1 очередь ТРЦ «Аллея» (19 тыс. кв. м GLA) в Южно-Сахалинске. Единственный крупный проект Поволжья – ТРЦ «Рамус Молл» (78 тыс. кв. м GLA).
Активизировался девелопмент в Северо-Кавказском федеральном округе: к концу текущего года в регионе ожидается ввод двух качественных ТЦ общей площадью 21 тыс. кв. м GLA. Эти проекты станут первыми открытиями в регионе, начиная с 2015 года. На 2020 год также запланированы к вводу: крупнейший ТРЦ «Грозный Молл» (56 тыс. кв. м GLA), ТЦ «Кислород» (16 тыс. кв. м GLA) в Кисловодске и «УниверСити» (29 тыс. кв. м GLA) в Пятигорске. В Центральном федеральном округе (не включая Москву и МО) ожидаются открытия нескольких крупных ТЦ после 2020 года – в Воронеже, Владимире и Коломне.
Города с населением менее 300 тыс. человек становятся приоритетным кластером для строительства качественных торговых центров, доля кластера достигла рекордных 37% в общем распределении нового предложения ТЦ. В условиях растущей конкуренции в крупнейших городах России местные девелоперы становятся более активными на необеспеченных качественными торговыми площадями рынках. Ожидается, что обозначенная тенденция сохранится по меньшей мере до конца 2020 года.
Доля Санкт-Петербурга в объеме нового строительства качественных торговых площадей по-прежнему остается низкой. Ранее заявляемые к открытию в 2019 году объекты регионального масштаба – 4 очередь ТРК «Заневский Каскад» и 2 очередь ТЦ «Скандинавия» – перенесены на 2020-21 гг.
В условиях неопределенности сохраняется тенденция к сокращению средней площади ТЦ в целях снижения рисков и повышения сроков окупаемости по сравнению с проектами крупных ТЦ. В свою очередь, тренд на локализацию потребителей, которые склонны экономить свое время и совершать покупки в магазинах у дома и ТЦ шаговой доступности также способствует сокращению площади торговых центров и росту популярности районных проектов.
В первом полугодии 2019 года в регионах России было введено всего 5 качественных ТЦ общей площадью 102 тыс. кв. м GLA из запланированных в конце 2018 года 11 (308 тыс. кв. м GLA). Наиболее значимыми открытиями стали: крупнейший во Владивостоке ТРК Калина Молл (46 300 кв. м GLA) и ТРК Космос в Челябинске (22 500 кв. м GLA).