В 2019 году в Москве возросла доля суперрегиональных ТЦ
По итогам 2019 г. в Московском регионе увеличилась средняя площадь введенных в эксплуатацию торговых центров. Это свидетельствует о тренде укрупнения торговых центров в формате «суперрегиональные», на которые приходится все большая доля совокупного объема. В 2019 г. доля суперрегиональных торговых центров в общем объеме ввода составила 45%, по прогнозам Colliers, в 2020 г. этот показатель сохранится на текущем уровне. Это говорит о постепенном восстановлении рынка ритейла – девелоперы готовы реализовывать крупные проекты, при этом они стали тщательнее подходить к разработке концепции.
Всего по итогам 2019 г. было введено семь торговых центров суммарной арендопригодной площадью 225,8 тыс. кв. м, что на 15% выше показателя 2018 г. При этом более половины нового предложения было сформировано тремя объектами — «Саларис», «Акварель Пушкино» и Novaya Riga Outlet Village.
В 2020 г. в связи с переносом ряда открытий мы ожидаем более высокие показатели ввода в Москве и
Структура нового предложения по формату торгового центра в % от GLA, 2016–2020П. Источник: Colliers International
Увеличение объемов ввода торговых площадей (+18% по сравнению с 2018 г.) привело к незначительному росту вакантности на московском рынке — ее уровень на конец 2019 г. составил 9,1% (против 8,6% в 2018 г.). Мы ожидаем, что в 2020 г. ситуация стабилизируется на текущем уровне. Локальные всплески в момент открытия новых торговых центров возможны, однако будут нивелированы по мере сдачи в аренду площадей после открытия проектов.
С точки зрения географического распределения объектов 2020 г. только 3% всех арендопригодных площадей новых объектов расположены в пределах Третьего транспортного кольца. Объекты, расположенные между ТТК и МКАД, составят 85% от объема запланированного ввода, а проекты за МКАД — 12%.
В 2019 г. новые бренды, выходившие на рынок, открывались преимущественно в формате «корнер» или классического магазина в торговых центрах Москвы: BAPE.
Isabel Marant — в «Крокус Сити Молле» в Мякинино; британский Hackett — в ТРЦ «Метрополис». Бренд Hackett будет развивать казахстанский ритейлер Cider House.
Дизайнерские итальянские часы Gagà Milano c конца июня стали доступны в первом собственном московском магазине этого бренда. В качестве локации компания выбрала премиальный торговый центр «Гименей».
Более 50% новых брендов представляли форматы «выше среднего» и «премиум»; бренды высокого класса меньше подвержены тенденции к падению спроса