Зачем нужен сторителлинг?
Автор Telegram-канала «Люди гибнут за PR» Наталья Филатова-Киетине живет в Лондоне и занимается разработкой маркетинговых стратегий, причем в достаточно узкой нише ювелирного дизайна. Еще она ведет курс по сторителлингу, помогая создателям fashion-брендов упаковать свои мысли и идеи в слова. Мы пообщались с Натальей, задав ей несколько вопросов о продающих текстах и о том, что такое «сторителлинг здорового человека».
Расскажите, пожалуйста, как вы перешли от культурологии к маркетингу?
Если честно, то между культурологией и маркетингом был довольно долгий период журналистики — около 15 лет, когда у меня была возможность применять культурологические знания, переплетая их с необходимостью маневрирования в
Насколько здоровой и актуальной вам кажется ситуация с маркетингом ювелирных брендов в России?
Ювелирная индустрия в целом достаточно консервативна и меняется медленнее, чем другие. Хотя последний год показал, что при необходимости и этот динозавр может быть довольно бодрым. Но российская ювелирная индустрия, так как же как и модная, находится в ситуации, когда она вынуждена проходить «пятилетку в два года» — то есть нагонять процессы, которые в западной отрасли проходили в течение всего ХХ века. Поэтому очевидно, что Россия еще
Можете ли привести пример, когда удачно выстроенная маркетинговая стратегия «сделала» бренд с не самым ярким и запоминающимся дизайном?
Самый простой — помолвочные кольца Tiffany. Они и браслеты с сердечком — основной источник прибыли компании. И эти две позиции точно нельзя назвать дизайнерскими шедеврами. Но что еще делала компания, чтобы эти простые модели так хорошо продавались, а само кольцо даже стало частью языка эмодзи? Именно это «еще» — огромный пласт бизнеса: начиная от покупки драгоценностей французской короны и
Сейчас все твердят о важности сторителлинга. К сожалению, далеко не всегда дизайнер или создатель модной марки может сформулировать, что он хочет сказать своим продуктом. Стоит ли пытаться специально создать историю вокруг продукта?
Я считаю, что ни в коем случае не надо делать историю искусственно. Когда я сталкиваюсь с такой задачей, стараюсь максимально вытянуть у дизайнера историю про продукт: как сделал, почему, от чего отталкивался, о чем думал в процессе, мельчайшие подробности и мысли — и вот из этого складывается настоящая история вещи, объекта, предмета. И это всегда гораздо интереснее, чем
Нет ощущения, что сторителлинга стало слишком много? Что хочется уже послушать не про убеждения авторов бренда, а про сам продукт?
Вы говорите про
Что вообще сейчас интереснее и нужнее покупателям? Вдохновляющие, но абстрактные истории, или скучная, но конкретная информация?
Мне кажется, конкретная информация не может быть скучной. Она может быть плохо рассказана — просто потому что дизайнер это не умеет, что часто встречается. Но для этого и существуют хорошие пиарщики и маркетологи: чтобы важное для творца сделать интересным для публики. Мне очень нравится, как работает немецкая ювелирная марка Hemmerle. Там просто описывают свои вещи — как подбирали этот бриллиант необычного коричневатого (не самого ценного для бриллианта) цвета к оттенку этой матированной бронзы. Как создавалась эта матовая поверхность аквамаринов для серег, откуда оливковое дерево для этого браслета и что «оно еще пахнет оливой». В этом есть очень значимые для ремесленника вещи: как это сделано и почему именно так. Но это же важно и покупателю — он узнает, что вложил мастер в эту вещь. Это хороший сторителлинг. В карантин у них была очень милая история. У марки есть старая коллекция,
Продающие тексты вообще существуют? Можно ли с помощью текста
Конечно, существуют. Расскажите мне о вашем продукте так, чтобы у меня в голове родилась картинка этого объекта, чтобы я почувствовала его вес, звук, запах, вкус — и я немедленно захочу им обладать. Простая нормальная человеческая реакция. Что приятно — управляемая. Я показывала это своим студентам на примерах текстов девушки из Грузии, которая торгует специями. Валентина, бывший переводчик (то есть, человек для которого текст — это все же профессия) сначала организовывала туры по своей стране, а потом начала под запрос отправлять путешественникам «немного этих грузинских специй», пока это «немного» не превратилось в посылки по 40 кг. Она про каждую свою посылку, про каждого поставщика рассказывает простым языком, с мелкими деталями, нюансами, особенностями речи и характера — и уже вижу эту тетушку Сулико и дядюшку Вано с их чурчхелой. Я уже чувствую во рту ее вкус. Я не могу не купить после этого.
А у нас, к сожалению, чаще всего проходят под названием «продающих» такие тексты: «в этом платье вы не останетесь незамеченной» или «в этих серьгах вы станете соблазнительной красавицей». Или еще хуже: «поверьте в себя, полюбите себя такой, какая вы есть», — пишет аккаунт бельевого бренда. Я не хочу, чтобы лифчик учил меня жизни, просто расскажите, как он сделан.
Сейчас от бренда требуют, чтобы он встраивался в социальный контекст, поднимал
В этой теме есть несколько важных нюансов: говорить имеет смысл только о том, что тебя действительно искренне и сильно волнует. О чем ты не можешь не говорить. За что ты готов биться и терпеть экономические неудобства — потому что любая социальная позиция, даже самая «правильная», не гарантия и точно не пропуск в мир финансового успеха и любви покупателей. Второе — что значит «позиция отличается»? Мир меняется. Еще двадцать лет назад ремень был нормой воспитательного процесса. А сегодня это не социальная норма, мы выходим на новый уровень гуманизма. И вот если все вокруг вас говорят о том, что декриминализация семейного насилия это плохо, а вам хочется сказать, что это хорошо, что «бьет значит любит», то имеет смысл получше погрузиться в тему, прежде чем высказываться публично. И третий момент, о котором я уже упомянула, у любой социальной позиции есть непредсказуемые экономические результаты. Если вы понимаете, что ваше положение на рынке еще шатко и вы каждый день на грани кассового разрыва — займитесь лучше своим ростом, а не спасением общества. Говорите о продукте.