Наталья Леон: «Лицензия это паровоз, который тянет за собой модный бренд»
Когда в 2022 году глобальные медийные бренды стали покидать Россию, лицензионный рынок страны на некоторое время встал в ступор. За два года ему пришлось значительно перестроиться и найти новых героев для продвижения. О том, как российский ритейл учится заново работать с лицензированием и зачем оно нужно модным брендам, рассказала основательница агентства Leon Fashion Наталья Леон.
Наталья, вы уже много лет работаете в лицензировании. Расскажите, как сейчас живет российский рынок, какие изменения произошли за два года.
В лицензионном мире произошло очень много перемен, а если говорить про fashion, то они вообще кардинальные. Это изначально была категория, которой мало интересовались правообладатели. Например, если запускается
Также раньше 80% рынка в модном сегменте занимали Disney, Warner Brothers, Hello Kitty и другие зарубежные бренды.
Когда все эти крупные лицензиары покинули Россию, рынок на год впал в ступор — почти никто не выпускал никаких лицензионных коллекций. Но в последний год
С какими еще проблемами столкнулись лицензиаты?
Оказалось, что базового представления о рынке у ритейлеров нет, особенно в лицензиях для тинейджеров и взрослых. Многие знакомы только с исторически известными детскими брендами вроде «Смешариков», «Лунтика», «Маши и Медведя» и некоторыми другими мультфильмами. В то время как абсолютными хитами уже стали новые проекты, например, анимация для детей до 4 лет и лицензии «Синий Трактор» или «Цветняшки». А также, например, коллаборации со «Смешариками», но уже для тинейджеров.
Сейчас начался пробный период — компании покупают права и формируют понимание, что сейчас хорошо работает в продажах.
Есть и другая большая проблема на рынке — отсутствие у лицензиаров стилевых гидов. На самом деле проблема существовала всегда, но пока ритейлеры сотрудничали с зарубежными правообладателями, она была не так ощутима. Я говорю о гидах, разработанных конкретно для
Кроме того, с момента принятия решения о коллекции и до размещения заказа в Китае у ритейлеров есть в среднем два месяца. За это время они могут просто не успеть ничего разработать, потому что все правообладатели достаточно ревностно относятся к своим персонажам и согласовывать, например, ухо
Владельцы новых проектов, таких как «Синий трактор», «Цветняшки», гораздо лучше подготовлены к общению с
Если мое агентство изначально занималось тем, что сводило медиабренды с ритейлерами для производства совместных коллекций, то теперь порядка 60% нашей работы приходится как раз на создание стилевых гидов — для этого я собрала команду дизайнеров, которые в разное время трудились в ритейле, знают, что нужно, что такое WGSN, и умеют создавать принты именно для одежды.
А что происходит на рынке взрослого лицензирования?
Компании стали обращаться к общемировым трендам. Например, в мире популярны коллекции на тему космоса — и если за рубежом создают коллаборации с NASA (лицензия не присутствует в России), то у нас спросом пользуется Роскосмос. Только за последнее время вышли три коллекции. В этом смысле важно, что Роскосмос сам охотно идет на сотрудничество.
Очень актуальна тема ностальгии, это тоже мировой тренд. У нас в стране, если говорить о взрослых лицензиях, хорошо выстрелила Золотая коллекция «Союзмультфильма»: вы можете встретить ювелирные украшения с героями мультфильмов, различные футболки. Эта тема очень хорошо воспринята в массмаркете категорией так называемых «young adult», «юных взрослых».
Также как пример темы ностальгии могу привести коллекцию Incity к
В целом, мы видим во взрослом лицензировании заметные изменения. Почти не осталось проектов, которые пользовались спросом раньше — супергерои, например, Marvel,
По вашему рассказу, мы как будто вернулись лет на 15 назад, когда все только учились работать на лицензионном рынке, и вот сейчас как будто заново проходим этот путь.
По большому счету так и есть. Мы видим возвращение в прошлое: ритейлеры и российские лицензиары учатся работать друг с другом. Поэтому, например, у нас возникла идея проведения Licensing Fashion Day, на котором правообладатели и лицензиаты смогут познакомиться и пообщаться друг с другом.
За последнее время появилось много новых брендов и ритейлеров, в том числе региональных, с которыми можно успешно сотрудничать. Например, ранее почти неизвестные сети TopTop, Lichi, EMKA, а теперь открывшие магазины в ключевых гипермаркетах, или резко вырвавшегося в лидеры Lime. Также активно развиваются сети, представляющие российских дизайнеров, например, Slava Concept сильно выросла за последние два года и уже широко представлена в регионах, в ее базе 8 000 дизайнеров, из которых 600 постоянно находятся в ротации.
Зачем вообще модному бренду лицензия?
Прежде всего, это паровоз, который тянет за собой. Лицензия нужна для того, чтобы привлечь нужную аудиторию — если она любит, скажем, «Ну, погоди!», сделай футболку с этим брендом, и твои потенциальные покупатели узнают о тебе. Это очень хорошая история, если запускается новое имя или новая линейка продукта. Лицензия просто ускоряет процесс. Например, владельцы медиапроекта «Я на стиле» сделали коллекцию с персонажами «Союзмультфильма» — это позволило ярко заявить о проекте на рынке и встать в топовые мультибрендовые магазины. Отличный пример того, как марка может стартовать без особой поддержки, просто договорившись с подходящим лицензиаром.
Надо сказать, что дизайнеры это новая аудитория для лицензирования, поэтому рынок еще будет меняться. Правообладателям только предстоит познакомиться с этой новой стороной, ведь раньше они знали только крупных ритейлеров вроде Gloria Jeans, Modis, O’stin, Baon, Insity, «Твое», «Детский мир».
Кроме этого, сейчас к потенциальным лицензиатам добавились маркетплейсы, например, Lamoda активно запускает специальные коллекции, а с Ozon мы планируем запустить целый проект, направленный на популяризацию и монетизацию коллекций с лицензионными персонажами.
Известные образы привлекают дополнительную аудиторию, ускоряют продажи и увеличивают маржинальность коллекций.
Если дизайнер хочет запустить лицензионную коллекцию, куда ему обратиться с таким запросом?
Самый простой способ выбрать лицензию сейчас — это прийти на Licensing Fashion Day, который проходит два раза в год. Там как раз собираются все правообладатели, которые есть на рынке — за один день можно со всеми пообщаться, посмотреть презентации и понять, что к чему. На рынке существует примерно 50 правообладателей, у них около 250 проектов. Чтобы познакомиться со всеми самостоятельно, можно потратить год.
Сейчас у правообладателей нет предвзятого отношения к дизайнерам: мол, у вас нет денег, зачем мне с вами общаться… Компании готовы идти на контакт. Большинству лицензионных брендов нужна медийность, и часто они готовы работать на специальных условиях с дизайнерами, которые могут обеспечить им хорошую медийную поддержку.
В России пока еще нет ни одного модного лицензионного персонажа — есть много известных, с большой аудиторией, но они не заняли место в fashion. Например, Чебурашка — как сделать его востребованном в модном сегменте? Один из способов — за счет громких коллабораций с дизайнерами.
Вспомним очень популярный в свое время Angry Birds, но ни один
Как это работает?
Один из моих любимых примеров — Smiley, который журналист Франклин Лауфрани придумал больше 50 лет назад. Изначально это был знак, который он использовал, чтобы помечать позитивные новости в газете. Потом у него вырос сын Николя и начал продвигать культуру хиппи — Smiley стал музыкальным символом. Затем Франклин решил продвигать бренд в
Поэтому, если
Но дизайнеру прежде всего надо понять, чем он может быть полезен правообладателю. Нужна красивая и уже оформленная идея. Самое
В любом случае, лицензии это большая часть