Готовимся к встрече с инвестором
Наталья Джораева, эксперт по инвестициям и оценке стартапов, основатель информационной платформы get-investor.ru, официальный партнер Евразийского инвестиционного форума моды, объясняет, как привлечь инвесторов и не прогадать с условиями финансирования.
Стадии развития проекта
Любая компания на начальном этапе жизни проходит следующие стадии:
-
посевная и стадия стартапа — когда продукт только разрабатывается и выводится на рынок;
-
стадия расширения — когда компания нащупывает успешную
бизнес-модель и эффективную стратегию продвижения, продажи растут, а денежный поток становится положительным; -
рост и зрелый рост — когда компания стабильно укрепляет свои позиции на рынке и становится устойчиво прибыльной;
Каждая стадия подразумевает разный уровень риска: чем моложе проект, тем выше неопределенность. Соответственно, размер привлекаемого капитала и цели его привлечения также различаются.
Типичные ошибки авторов проектов
Если на ранних стадиях главная задача — вывести продукт на рынок, чтобы проверить спрос, то на поздних — наращивать долю рынка и увеличивать прибыль.
Предприниматели должны помнить, что вложение средств для любого инвестора это размещение свободного капитала, чтобы извлечь прибыль.
В своей практике примерно в половине случаев я сталкиваюсь с несерьезным подходом стартапов к денежному вопросу: зачастую они относятся к потенциальному инвестору как к банкомату, из которого можно взять деньги под обещание туманных перспектив. То есть предприниматель не имеет четкой
Или другой вариант: инвестиции ищет владелец умирающей компании. Чаще всего речь идет о небольшом предприятии, которое
Всем предпринимателям я рекомендую поставить себя на место инвестора и мыслить, как он. Профессиональным инвесторам интересны прежде всего:
-
проекты с запущенными продажами, подтверждающими спрос, и понятной стратегией продвижения;
-
компании с привлекательными активами: патентами, оборудованием или клиентской базой, которые способны дать синергетический эффект с другими вложениями этого инвестора.
Виды инвестирования
Чтобы финансирование было эффективным, важно помнить, что каждый инвестор, как правило, специализируется на отдельных отраслях и стадиях развития компании. Поэтому необходимо сосредоточить усилия на тех инвесторах, в чью сферу интереса попадает ваш проект.
Кроме того, следует определиться, какой тип финансирования вам подходит:
-
долевое — то есть инвестиции в обмен на долю в компании; делает инвестора полноправным совладельцем бизнеса, дает ему возможность влиять на управление предприятием и получать дивиденды;
-
долговое, или заемное, — это займы и кредиты, которые подлежат возврату в определенную дату с выплатой процентов.
Плюс долгового финансирования в том, что не нужно делиться прибылью и контролем над компанией. Однако если бизнес
Идеально, если, помимо денег, инвестор принесет в проект также свои опыт и связи.
Существуют и гибридные формы финансирования, такие как конвертируемый заем. Он дает право кредитору по прошествии
Что нужно для привлечения инвестора.
Вот краткий
-
сформирована команда проекта, в которой «закрыты» все ключевые компетенции: стратегия, общее руководство,
ИТ-разработка (особенно если проект в сфере ИТ), продажи и маркетинг;
-
наличие продукта или его минимально жизнеспособной версии — minimum viable product, или MVP;
-
запущенные продажи, которые подтверждают платежеспособный спрос на ваш продукт, или хотя бы заявки на его покупку, полученные, например, по итогу тестовых рекламных кампаний;
-
понимание рынка, его перспектив и трендов, а также ключевых преимуществ вашего продукта по сравнению с конкурентами — вы должны ориентироваться в своем рынке как рыба в воде и быть готовым ответить на любой вопрос инвестора;
-
план работы над проектом, или «дорожная карта», в том числе в цифрах; у вас должно быть четкое понимание, куда вы идете и какие ресурсы вам нужны для достижения результата, на какие именно цели будут направлены инвестиции и какой результат в продажах и прибыли вы ожидаете получить.
Подготовка презентации и проведение переговоров
Привлечение инвестиций начинается, как правило, с расчета и обоснования необходимой суммы. Довольно часто начинающие предприниматели прикидывают сумму «на глаз» и расплывчато представляют, на какие цели она пойдет.
Банальные объяснения вроде «на маркетинг», «наймем лучших специалистов», «будем совершенствовать продукт» вряд ли убедят инвестора вложиться в проект. А вот четкий финансовый план и
Переговоры с инвестором — всегда индивидуальный процесс, результат которого зависит от многих факторов. Перед стартом переговоров у вас должна быть сформулирована четкая позиция: какую сумму и на какие цели привлекаем, какую долю предлагаем, как и сколько инвестор сможет заработать в вашем проекте. А в процессе переговоров вы постепенно приходите к консенсусной позиции.
Чем выше интерес инвесторов к вашему проекту, тем больше шансов на более высокую его оценку. После определения стоимости компании стороны договариваются об условиях инвестирования, составляя предварительное соглашение term sheet — документ, в котором оговариваются все основные детали предстоящего финансирования.
Резюмируем:
1. Привлечение финансирования в компанию — это отдельный процесс, который потребует времени и усилий от основателей и команды.
2. Финансирование бывает долговым, то есть кредиты и займы под проценты, или акционерным — доля компании в обмен на инвестиции.
3. Долговое финансирование доступно, как правило, более зрелому бизнесу, у которого есть устойчивая прибыль и материальный залог.
4. Инвестиции в капитал нужно искать с учетом стадии развития своей компании и отраслевого фокуса самих инвесторов.
5. Для переговоров с инвесторами нужна серьезная подготовка — разработка финансового плана, расчет и обоснование суммы требуемых инвестиций, расчет потенциальной доходности инвестора, если он решится вложить деньги в ваш бизнес.