HH.ru: ситуация на рынке труда в fashion накаляется
Вопрос поиска работников остается одним из самых острых в легкой промышленности и индустрии моды России, и пресловутый дефицит швей далеко не единственная проблема. О том, какая ситуация наблюдается в найме в настоящее время, рассказала директор HH.ru по Северо-Западу Юлия Сахарова в рамках форума «Содружество моды», который прошел в ноябре 2023 года в Санкт-Петербурге.
Этот материал выходит в рамках рубрики «Тема месяца: кадры в ритейле»
Общая картина
Сектор легкой промышленности и моды всегда был сложным для найма, но сейчас он предсказуемо оказался под влиянием общей ситуации в стране и мире. Сложности отражаются на всем рынке труда: как рассказала эксперт, сейчас в России наблюдается очень большой разрыв между спросом и предложением, при этом динамика прироста активных вакансий не имеет сезонности и спада. Дефицит в найме в январе—сентябре 2023 года оказался даже выше, чем в сложном 2021 году. Для сравнения, число активных вакансий в сентябре 2023 года выросло на 30% к сентябрю 2021 года и на 47% — к сентябрю
Сильнее всего дефицит кадров проявляется в сферах с масснаймом. Наиболее востребованы новые сотрудники в таких категориях, как «рабочий персонал» (22,5% от общего числа активных вакансий), «продажи, обслуживание клиентов» (22,4%) и «производство, сервисное обслуживание» (15,1%). Следом идут «транспорт, логистика, перевозки» (14,4%), «строительство и недвижимость» (14,2%) и «розничная торговля» (11,5%).
Чтобы оценить уровень дефицита кадров, компания HH.ru использует собственный
Легпром и мода
Похожая картина наблюдается и в сфере моды и легкой промышленности: динамика созданных в 2023 году вакансий имеет растущий характер. Кого же искали чаще всего в январе—октябре прошлого года? Самая востребованная профессия — продавцы и кассиры, на них пришлось 35% всех запросов. Следом идут упаковщики и комплектовщики (11%), администраторы магазинов — 6%, менеджеры по продажам (4%). Швеи, портные, закройщики (3%) — единственные рабочие специальности, вошедшие в
Схожая в целом ситуация наблюдается и с резюме. Также единственной рабочей профессией, в которой заинтересованы соискатели, стала в
Если посмотреть на
Денежный вопрос
Самой высокооплачиваемой среди предложенных в сентябре 2023 года вакансий стала профессия
Вслед за креативными директорами в рейтинге средней предлагаемой зарплаты идут менеджер по продажам (92 тыс. рублей), менеджер по закупкам (80 тыс. руб.), технолог (80 тыс. руб.), директор магазина / сети (80 тыс. руб.), менеджер по работе с партнерами (79 тыс. руб.). Самая низкая средняя зарплата у охранника (46 тыс. руб.),
Что касается швей, портных и закройщиков, их средняя предлагаемая зарплата достигает 63 тыс. руб. при ожидании 60 тыс. руб. «В реальности это обычно означает, что работодателю нужен специалист опытный, а кандидаты, скорее, имеют маленький опыт, и их запросы по заработной плате ниже», — объясняет Юлия Сахарова. За январь—октябрь 2023 года на HH.ru было опубликовано 2288 вакансий швей при диапазоне зарплатного предложения от 45 тыс. руб. до 80,5 тыс. руб. Юлия Сахарова называет такой уровень невысоким и сравнивает предложение для швей с зарплатами курьеров, которые могут зарабатывать от 90 тыс. руб. Что касается конструкторов, то в тот же период времени на HH.ru было размещено 830 вакансий с диапазоном зарплат от 63,2 тыс. руб. до 115 тыс. руб.
География поиска
Столкнувшись с дефицитом, работодатели в сфере легкой промышленности усиливают поиск работников за пределами России — на другие страны в сентябре 2023 года приходилось 15% вакансий: по 4% — на Беларусь и Казахстан, 2% — Кыргызстан, 1,8% — Таджикистан, 1,5% — Грузию, 1% — Узбекистан и по 0,5% — Армению и Азербайджан.
При этом наблюдается стремительный рост числа вакансий в СНГ — так, с начала года в Таджикистане и Азербайджане их количество выросло вдвое, на 75% — в Грузии, также значительное увеличение зафиксировано в Армении, Казахстане и Беларуси.
Что делать?
В условиях высокой конкуренции за сотрудников, компаниям в легкой промышленности и индустрии моды необходимо комплексно менять подход к найму, считает Юлия Сахарова. Потребуется действовать более гибко, привлекать к поиску специалистов других функций — например,
Иногда могут потребоваться и нестандартные шаги, которые выделят вашу вакансию среди многих похожих. В качестве примера Юлия Сахарова приводит кейс горнодобывающего комбината, который разработал лендинг для будущих сотрудников, где собрал всю подробную информацию: как доехать на вахту, какие документы нужны, что взять с собой. В итоге, при незначительных финансовых затратах на создание сайта, конверсия соискателей увеличилась.
Большое внимание стоит уделить и удержанию сотрудников — и, помимо стандартных приемов, здесь тоже есть простор для фантазии. Например, одна крупная сеть АЗС придумала систему, при которой любой сотрудник компании может отправить работодателю свои предложения по росту бизнеса, увеличению выручки, улучшению условий труда и другие. Такие заявки рассматриваются в течение 72 часов, а работники, чью предложения реализуются, получают поощрение — в плюсе оказываются и они, и компания.
Наконец, как и в торговле, все большую роль при поиске работы играют отзывы о компаниях, их соискатели находят на специализированных сайтах. Сделайте своих сотрудников счастливыми — и новые работники тоже потянутся к вам.