Вакантная Москва
Доля вакантных площадей в торговых центрах столицы выросла в 3 квартале 2016 года с 8% до 8,5%, сообщают аналитики компании JLL. В четвертом квартале она продолжит свой рост до 9%, исходя из заявленных к выходу на рынок моллов и продолжающейся ротации арендаторов.
«Увеличение объема вакантных площадей в первую очередь связано с вводом новых торговых центров. Около 70% свободных площадей на рынке приходится на объекты, открытые с 2014 года; в отдельных новых торговых центрах уровень незанятых помещений может достигать 50-60%. В то же время есть и объекты, вышедшие на рынок с достаточно высокой заполняемостью. Это в первую очередь зависит от расположения объекта и уровня конкуренции в зоне охвата, – комментирует Татьяна Мальянова, начальник отдела аренды торговых центров компании JLL. – Также стоит отметить, что доля вакантных площадей в ключевых торговых центрах сократилась за 3-й квартал с 1% до 0,7%. Такие объекты сохраняют привлекательность в глазах арендаторов, и мы ожидаем, что вакантность в них в ближайшем будущем останется на уровне, близком к нулю».
В первые 9 месяцев 2016 года объем ввода новых ТЦ составил 370 тыс. кв. метров, это на 4% меньше, чем в аналогичный период прошлого года. Из них 190 тыс. кв. метров пришлось на 3 квартал, что в четыре раза выше результата аналогичного периода 2015 года: свою работу начали ТРЦ «Океания» (60 тыс. кв. м), «Хорошо!» (53 тыс. кв. м), «Косино Парк» (39 тыс. кв. м) и вторая очередь ТЦ «Метрополис» (38 тыс. кв. м). По итогам 2016 года объем рынка торговых центров Москвы увеличится на 501 тыс. кв. метров (минус 11% по сравнению с 2015 годом) и превысит 5 млн кв. метров.
По прогнозам аналитиков, в 2017 году объем новых ТЦ может снизиться на 40% и составить 300 тыс. кв. метров. Причиной станет ухудшение экономической ситуации в стране, из-за чего после 2014 года в России наблюдается сокращение нового строительства.
«Общая активность ритейлеров на рынке показывает положительную динамику в этом году. Международные игроки, у которых есть местные партнеры и финансирование, продолжают появляться на рынке, – отмечает Мария Шпакова, аналитик рынка торговых площадей компании JLL. – По нашей оценке, в 3-м квартале на российском рынке появилось 11 новых брендов, в том числе швейцарская косметика Jouvence Eternell в «Афимолл Сити», британские бренды одежды и обуви L.K.Bennett в «Метрополисе» и Jil Sander Navy в Санкт-Петербурге на Невском проспекте. Только один бренд – кафе Magnolia Bakery – покинул российский рынок в этом году».