В Петербурге перестали вводить новые ТРЦ
В 2017 году в Санкт-Петербурге не было открыто ни одного нового качественного торгового центра – впервые за всю историю рынка. На фоне отсутствия ввода к концу декабря доля свободных площадей снизилась до 3,8%, что является наименьшим значением за последние девять лет, сообщает компания JLL.
Сокращение вакантности произошло вследствие превышения площади открытых арендаторов в действующих торговых центрах над закрытыми – на 85% в 4-м квартале и на 29% по итогам всего 2017 года. Среди крупных открытий 4-го квартала в fashion сегменте можно отметить Armani Exchange в «Meга Парнас», Oodji в ТРК «5 озер», Kari в ТРЦ «Июнь».
Структура открытий практически совпадает со структурой закрытий по итогам года, за исключением сегмента отдыха и развлечений, в котором и по доле, и по абсолютной величине было закрыто больше арендаторов, чем открыто.
В то же время возможности для развития ритейлеров ограничены минимальной вакантностью, поэтому объем открытий в 2017 году оказался на 17% ниже, чем в предыдущем. Уменьшение объема новых магазинов наблюдалось во всех сегментах, за исключением одежды, обуви и аксессуаров, где объем открытий увеличился на 5% по сравнению с 2016 годом.
«Фактор недостаточного предложения, сдерживающий развитие брендов, сохранится и в 2018 году, так как объем ввода также будет низким и составит 11,7 тыс. кв. метров, – комментирует Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге. – Будущее развитие торговой недвижимости в Санкт-Петербурге в первую очередь связано со строительством районных и окружных объектов в зонах активного жилого девелопмента – Мурино-Девяткино, Кудрово-Оккервиль, Юго-Запад, Парнас, Шушары. По мере заселения жилых комплексов мы ожидаем открытия небольших ТЦ в этих районах».
Максимальные ставки аренды в торговых центрах Петербурга в 2017 году не изменились и составили 65-70 тыс. рублей за кв. метр. «С учетом сокращающейся вакантности привлечение ритейлеров в торговые центры в ближайшем будущем будет происходить преимущественно путем замещения текущих арендаторов, то есть в рамках ротации, а не путем заполнения пустующих площадей. Арендодатели будут размещать операторов по более высоким арендным ставкам, что в дальнейшем приведет к росту этого показателя в среднем по рынку», – добавляет Юлия Чернышева, руководитель направления аренды торговых центров компании JLL в Санкт-Петербурге.