Спасти рядового ритейлера
В рамках деловой программы весеннего сезона Central Asia Fashion 2016 состоялась дискуссия, на которой обсудили тему формирования арендных ставок. На обсуждение были выдвинуты вопросы: сколько должен составлять ежемесячный арендный платеж в ТРЦ; как избежать заключения «кабального» договора; что ждет сферу аренды в ближайшем будущем.
Сессию под названием «Спасти рядового ритейлера» открыл Музаффар Мадалиев, директор по развитию бизнеса группы компаний Union spase (бренды New Yorker, Motivi, Salomon). Топ-менеджер поделился опытом: «ТРЦ стали более лояльными: мы смогли договориться с большинством торговых центров о приемлемых для нас условиях аренды (не по всем брендам, но по многим). Также удалось перевести оплату аренды на процент с оборота. Там, где не получилось договориться, мы пытаемся добиться фиксации курса доллара либо снизить саму арендную ставку. Практически все идут на это, но для того чтобы добиться эффективности в переговорах, требуется проводить серию встреч».
Также спикер отметил преимущества крупных розничных операторов, которые зачастую генерируют трафик торговых центров, поэтому владельцам объектов необходимо считаться с таким ритейлерами, идти им на встречу по условиям аренды площадей. В свою очередь представителям средних и мелких розничных предприятий президент Ассоциации ритейлеров Казахстана Василий Горевой советует: «Можно изменить концепцию работы магазина и внедрить перевод арендных платежей на долю от продаж. Мелким и средним ритейлерам проще подстроиться под реалии времени, они более гибкие. И один из аргументов в этом вопросе – прозрачность ведения бизнеса».
Глава консалтинговой компании Retail Spase.kz Ержан Уразбаев сравнил опыт ритейл-игроков в Казахстане и РФ: «Российские компании постепенно перевели все платежи в рубли, мы тоже пришли к этому, в тенге. Также многие арендаторы в России ведут переговоры о процентах с оборота вместо фиксированной арендной платы, но они могут себе это позволить: конкуренция между множеством ТРЦ заставляет предлагать лучшие условия и принимать участие в развитии ритейлеров. В Казахстане рынок пока ограничен, и такой подход, где собственник торгового центра сам прилагает усилия для развития арендатора, встречается крайне редко».
Господин Уразбаев считает сложным перехода на процент от оборота еще и потому, что арендодатели не могут позволить себе находиться в полной зависимости от операционной деятельности арендатора: правильного выбора коллекции, глубины представленного ассортимента, грамотной логистики.
Глава компании «Академия розничных технологий» Юлия Вешнякова порекомендовала ритейлерам серьезно готовиться к переговорам, «искать нужные для себя условия» и уметь выбирать подходящий ТРЦ в качестве площадки для размещения. Музаффар Мадалиев подчеркнул необходимость прогнозировать успех той или иной локации, избегать «глухих» зон в торговом центре, анализировать свое окружение (бренды, которые будут находиться рядом).
В заключение прозвучало предложение из уст Ержана Уразбаева – платить арендную ставку с каждого посетителя. В этом случае ТРЦ дает ритейлерам трафик, а те платят деньги с каждого посетителя. Участникам сессии понравилось предложение: это тот самый эксперимент, который может подтолкнуть рынок развиваться более быстрыми темпами.