Школьная незадача
Школьная форма вернулась на российский потребительский рынок. Родители приняли тот факт, что их чада за партами выглядят одинаково. Однако производители одежды для школьников до сих пор ищут способ выйти на целевую аудиторию. Как решают эту проблему в Новосибирске?
По данным компании Ipsos Comcon, объем российского рынка школьной формы в 2016 году составил 8,5 млрд руб (по данным городов с населением свыше 100 тыс. чел.), что на 9% больше, чем в 2015-м; лишь 24% российских родителей покупают «спецодежду для учеников».
В Новосибирске работает два десятка производителей школьной формы, среди них - «Юталика», «Элит Классик», «ALOLIKA», «PRIZ», «Сибирь», «Люкон’ти», «Классика», «Топтышка», «Ротонда», «Ле Валль Н», «Венусита», «Синар», «Виолант». Многие из них насчитывают историю не в одно десятилетие и выпускают не только одежду для учащихся. Вступивший в силу 1 сентября 2013 года Закон «Об образовании в Российской Федерации», казалось бы, открыл перед производителями детской одежды новую нишу – ведь законом рекомендовано ввести в учебных заведениях единую форму. Однако тот же закон разрешил каждой образовательной организации устанавливать собственные требования к одежде обучающихся, исходя из пожеланий родителей и учеников. А вкусы у каждой стороны свои, и спорить о них можно до бесконечности. Так что у производителей не осталось другого пути кроме как убеждать потенциальных клиентов, что их школьная форма выглядит свежо и актуально.
«Школьная форма, так же как и офисная деловая одежда трансформируется под влиянием современной моды», – комментирует Игорь Гурьев, владелец швейного производства «Виолант». Если в начальных классах покупке школьной формы препятствуют в основном экономические возможности родителей, то в подростковом возрасте главным барьером становятся вкусы детей. Более половины подростков 13- 15 лет не хотят носить школьную форму, поскольку считают, что она выглядит «по-дурацки».
По словам новосибирского дизайнера Марии Сякиной в школьной моде сегодня очень актуальны модели, которые, с одной стороны, позволяют сохранить возможность самовыражения детей и подростков, а с другой - помогают удерживаться в рамках делового стиля. «В 2016/2017 году детская и подростковая школьная мода не предлагает кардинально новых стилевых решений, - признает дизайнер. - Ведущими цветами остаются вишневый, темно-зеленый, синий, серый и цвет слоновой кости. Современно смотрится крупная клетка, использование различных элементов декора и фурнитуры».
Мария Сякина считает, что при выборе школьной формы родители обращают внимание не только на цену, но и на качество, износостойкость и маркость материала. Для них не менее важна и возможность сочетать различные элементы из костюма с вещами, которые уже имеются в гардеробе ребенка.
Сегодня новосибирские компании уделяют большое внимание универсальности формы. Речь идет о производстве моделей, которые легко подгоняются по росту и фигуре. Для этого используются как особенности материала, так и конструктивно-технологические разработки. «Многие родители приобретают форму на вырост, потому что дети быстро растут, – поясняет Игорь Гурьев. – Мы поняли потребность покупателей и создали юбку с запахом для девочек и брюки с регулятором для мальчиков. Также мы ведем работу с полногруппными детьми. Независимо от соотношения размеров талии и бедер одно изделие можно одеть на 3-4 размера одновременно».
По словам представителей родительских комитетов новосибирских школ, комплект школьной формы, который предлагают приобрести местные производители, обходится в 3-5 тыс. рублей. Средняя зарплата в Новосибирске, по данным HeadHunter по Сибири, в ноябре 2016-го снизилась на 8,4% по сравнению с ноябрем позапрошлого года, до 41 599 рублей. Родители пытаются экономить, исключая те статьи расходов, без которых можно обойтись – в их числе школьная форма, как бы против этого ни возражали производители детской одежды. Тем более после того, как родителей поддержали в мэрии Новосибирска. В апреле 2016-го главное управление образования провело брифинг, на котором подробно разъяснило: родители сами решают, какую форму будут носить их дети, а если они не могут позволить себе покупку школьной одежды, то ребенку разрешается просто придерживаться делового стиля. Так что новосибирским компаниям, выпускающим школьную форму, предстоит приложить еще немало усилий, чтобы убедить целевую аудиторию в привлекательности своего продукта.
Анастасия Прокопович