Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Статьи

Сага о школьной форме

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru



Согласно вступившему в силу 1 сентября 2013 года Закону «Об образовании в Российской Федерации», каждая образовательная организация имеет право устанавливать собственные требования к одежде обучающихся. Открывает ли нововведение перспективы для производителей школьной формы?

Введение единой школьной формы в российских школах активно обсуждается с 2012 года, после инцидента в ставропольской школе, директор которой запретил ученице в хиджабе ходить на занятия. С тех пор единый вид одежды для учеников неоднократно был предметом горячих обсуждений в Минпромторге, Минобрнауки и Госдуме, что вселяло радужные надежды в отечественных производителей детской одежды, резонно рассчитывающих на внушительный заказ. 

Сегодня вопрос введения школьной формы законодательно урегулирован в 10 с лишним субъектах Российской Федерации (в том числе в Карелии, Татарстане, Ставропольском крае, Белгородской, Ленинградской, Московской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Ростовской, Саратовской, Ульяновской, Ярославской областях). Однако внятные схемы взаимодействия производителей со школами так и не возникли, и компании по-прежнему не понимают, как пробиться к аудитории, которая, по идее, должна быть заинтересована в их продукции. «В данный момент введение обязательной школьной формы уже состоялось в головах детей и их родителей, – считает директор по развитию компании Choupette Анастасия Василькова. – Сейчас вопрос «зачем нужна школьная форма?» сменился вопросом «какую школьную форму выбрать?»

По образцу

Прежде всего стоит определиться, по каким, собственно, критериям необходимо выбирать одежду для школьников. Образец типовых требований к форме (так называемый «Модельный акт») был опубликован в письме Минобрнауки РФ от 28 марта 2013 г. «Об установлении требований к одежде обучающихся». Там, в частности, сказано: одежда обучающихся должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, которые распространяются на всю детскую одежду. «Эти требования достаточно жесткие, если им следовать, – комментирует Дмитрий Бутин, креативный директор МПШО «Смена». – Для примера, по нормативам воздухопроницаемости проходят только рыхлые и тонкие ткани, а множество дорогих и качественных плотных тканей из натурального сырья не проходят. Сорочечные ткани плотностью более 115 г/м2 в большинстве своем не пройдут проверку, а это значит, что, ужесточив требования по этому показателю, мы все чаще будем получать негативные отзывы покупателей о «тонкости» и прозрачности наших изделий, их несоответствии осенне-зимнему периоду. Другой вопрос: введение дополнительных требований – к пошиву, безопасности фурнитуры и разъяснение категоризации по слоям. Сейчас не все эти вопросы пояснены и регламентированы, а с учетом того, что дети в школьной форме проводят иногда более восьми часов день, это действительно важно».

form-7-2.jpgОдни производители считают, что для школьной формы необходимо прописать отдельные требования по качеству и безопасности. Другие с этим категорически не согласны. «Если «пиджак для мальчика» отличается от «пиджака для мальчика в школу», то можно говорить о других кодах, ГОСТах и СанПиНах, но, на наш взгляд, действующие технические регламенты в этой области в достаточной мере обеспечивают безопасность школьной формы в рамках общей категории детской одежды», – считает Анастасия Василькова.

Однако предприятия, специализирующиеся на производстве школьной формы, желали бы закрепить эту нишу за собой на законодательном уровне. «Проблема в том, что через госзакупки подобные торги пропустить нельзя, – поясняет президент МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди», владелица и руководитель швейного производства «Софиано» Ольга Косец. – Родители не на бюджетные деньги, а на свои кровные покупают школьную форму у производителей или иных коммерческих структур. Вот почему внимание надо сосредоточить не на принятии законодательно определенных стандартов школьной формы, а на разработке схем реализации продукции». 

И вот здесь производителей ждала первая мина. Закон «Об образовании…» предоставляет право устанавливать требования к одежде обучающихся (в том числе к ее общему виду, цвету, фасону) организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом мнения совета учеников, совета родителей и педсовета. То есть в деле выбора формы задействованы все участники учебного процесса, которые не обладают необходимыми компетенциями. Ни директор, ни учитель, ни родитель и тем более ученик не определят требований к качеству и не составят техническую документацию на форму. Следовательно, у производителей не остается шансов на заказ. 

В идеале компании хотели бы работать со школами напрямую: предлагать эскизы линейки одежды, из которых родительский комитет отбирает подходящие модели, производитель отшивает их в необходимом количестве и продает в школе или в собственном магазине. В реальности такая схема, как правило, не работает. «Во-первых, школа не выберет одного производителя (у нее нет на это права), – поясняет Анастасия Василькова. – Во-вторых, родительские комитеты без авторитарного выбора директора никогда не смогут сойтись на выборе того или иного сета. В-третьих, всегда найдется группа родителей, которые недовольны дизайном или ценой. Поэтому, на мой взгляд, идеальная модель – это принятие дресс-кода в школе и покупка родителями школьной формы согласно этому дресс-коду на свободном конкурентном рынке».

Родительский заказ

Сейчас школьная форма закупается конечными потребителями по трем основным схемам. Первая: школа рамочно определяет тип формы (например, «белый верх, черный низ»), родители отправляются в магазин и покупают ту одежду, которая, на их взгляд, относится к установленному типу. Вторая: родительский комитет делает коллективный заказ ритейлеру или производителю. Третья: школа выбирает ткань, которую родительский комитет консолидированно покупает на фабрике или в магазине тканей, а затем родители в частном порядке шьют одежду на заказ в ателье. 

Как ни странно, самой неудобной схемой для потребителей оказались коллективные заказы, о которых так мечтают компании. Горячая линия Роспотребнадзора не успевала обрабатывать жалобы родителей, недовольных тем, что школы настаивали на приобретении одежды под заказ у конкретного производителя. Прежде всего фабрики хронически не могли попасть в размер – мерки снимаются в мае, форма поступает к сентябрю, а дети растут быстро. 

form-5-2.jpg«Галерея детской одежды», выпускающая школьную форму под маркой Silver Spoon, пошла другим путем. «В нескольких московских школах мы просто устроили показы марки для родительских комитетов, рассказали о нашей коллекции, объяснили, где ее можно купить. И все, – делится руководитель компании Тамара Пулария. – Массовой работы со школами мы не проводили, потому что это ни к чему. Если все ученики во всех школах будут одеты одинаково, то потеряется индивидуальность, а детям это не нравится. И у родителей должен быть выбор, даже в рамках одного стиля. Поэтому, на мой взгляд, привязывать школу к одному бренду не стоит». 

Попытка организовать канал продаж «сверху» провалилась по ряду причин. Во-первых, на b2c-канал переносили b2b-модель, но когда множество родителей делает заказ, они не превращаются в оптовиков. Во-вторых, одновременно создавали два разных механизма продаж – через школы и через традиционные торговые сети; в результате усидеть на двух стульях не удалось. В-третьих, использовались нерыночные методы «входа» марок в школы и протекция компаний в городах. Но главное – обязать конечного потребителя покупать конкретную одежду нельзя, и договориться с ним об этом нереально.

Решение о коллективной закупке формы может принять только родительский комитет – а это собрание мам и пап, у каждого из которых собственное представление о том, что подходит конкретно его ребенку. Коммерческой заинтересованности у комитета нет – он не получает прибыль от общих закупок. Менеджерского опыта часто не хватает. Поэтому будущее коллективных заказов полностью зависит от активности председателей родительских комитетов. А то, что связано с конкретной личностью, нельзя масштабировать. Хотя и производителям очень этого хочется. 

Попробуем примерно оценить емкость рынка школьной формы, умножив количество учащихся на среднюю стоимость комплекта одежды. По данным Росстата, в России насчитывается 13 млн школьников в возрасте от 7 до 15 лет. Средняя цена комплекта составляет сегодня 4000 руб. Получаем 52 млрд руб. 

МПШО «Смена» оценивает рынок школьной одежды в 35 млрд руб. В любом случае крупнейшие производители — «Смена» и Sky Lake – производят в среднем лишь более 600 тыс. комплектов в год. А по данным Московского общества по защите прав потребителей, отечественные компании в целом смогут обеспечить только 3 млн школьников. По оценкам Минпромторга России, форма от российских компаний занимает около 35% рынка.

Площадки для диалога

Чтобы связать производителей с родителями, Министерство промышленности и торговли предложило проводить выставки школьной формы непосредственно в магазинах. Первое мероприятие состоялось в апреле этого года в «Детском мире» на Воздвиженке. Среди участников – «Новатор», «Наша форма», «Карамелли», «Перемена», Choupette, «Ортомода», Sky Lake, «Смена», «Олми», «Белый снег», «Априори групп» («Шалуны»). По словам экспонентов, проект был многообещающим по задумке, но, к сожалению, не привлек потребителей. 

«Наш холдинг участвовал в выставке с брендом Button Blue, – рассказывает бренд-директор Gulliver и Button Blue Карина Кулешова. – Сама ярмарка, на наш взгляд, была весьма ограниченной. Собрали мало участников, и мы получали разочарованные отзывы посетителей, которые ожидали чего-то более масштабного».

form-2-2.jpg

В 2016 году министерство запланировало еще одну меру поддержки – субсидирование затрат на производство камвольных тканей для изготовления школьной формы. Ожидается, что это позволит переориентировать предприятия на использование отечественного сырья в выпуске формы. «Ситуация с камвольными тканями в нашей стране не меняется уже несколько лет. Если вы спросите любого дизайнера, то в ответ получите один негатив, – комментирует Карина Кулешова. – У каждой фабрики есть несколько утвержденных дизайнов, которые они производят из года в год. Ни о каких обновлениях, модных тенденцих, трендовых цветах наши производители не помышляют. Они очень неповоротливы, и у этого имеются свои причины. Есть необходимость выработки определенного объема ткани, который неподъемен для средней компании. В то же время мы легко можем найти возможности в Азии, где фабрика произведет ткань в нужном цвете и объеме, в нужном составе, добавит или сократит количество эластана, нанесет тот графический рисунок, который мы посчитаем необходимым сделать. В этой связи было бы правильным субсидировать развитие разработок новых тканей и новых технологий». 

Еще одна инициатива сверху – национальный конкурс лучших производителей школьной формы. В этом году победителями стали МПШО «Смена» (форма для начальных классов), ИП Зенкова, фирма ТЕО (для средних классов). «Уфимский Трикотаж» и ИП Правашинский В. В. (для старших классов). Однако ни один из лауреатов, кроме МПШО «Смена», не использует это достижение как повод подчеркнуть качество продукции – на этикетках, в витринах или презентациях. Да и критерии выбора победителей остаются тайной за семью печатями – впрочем, как и процедура оценки качества. 

«На наш взгляд, на государственном уровне должен присутствовать контроль не только за производителями школьной формы, но и за лабораториями, ведущими тестирование, – считает Карина Кулешова. – В 2015 году одна из лабораторий неверно определила материал, из которого была изготовлена школьная юбка Gulliver. В результате нас незаслуженно обвинили в нарушении требований к гигроскопичности ткани. Нам пришлось в судебном порядке доказывать свою правоту».

Оценка качеству

«Роскачество» пытается сделать систему оценки прозрачнее. В июле организация начала закупки около 200 образцов брюк и рубашек для мальчиков младшего школьного возраста с целью веерного исследования формы. В выборку попала одежда от крупных российских производителей и популярных локальных брендов. Закупки совершались в специализированных магазинах, крупных торговых сетях, традиционных торговых точках, на интернет-площадках 15 российских регионов (Московской, Брянской, Челябинской областей, Краснодарского края, Республики Коми и др.). 

В исследованиях «Роскачества» участвовали 50 лабораторий, которые аккредитованы в Росаккредитации. Перед началом работы они прошли межлабораторные сличительные испытания, и лишь те, кто показал наиболее точные результаты, были допущены к тестированию школьной формы. Образцы изучались на соответствие 30 параметрам обязательных технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС), ГОСТов и повышенных (национальных) стандартов ГОСТ Р с шифром «Российская система качества».

form-8-2.jpgСейчас разрабатывается опережающий стандарт «Роскачества», который также включает в себя качественные требования: травмоопасность фурнитуры, стойкость к истиранию, пиллингуемость, изменение линейных размеров после мокрых обработок, несминаемость, стойкость к раздвигаемости, устойчивость окраски к глажению, устойчивость окраски к органическим растворителям. 

Показатели, по которым исследуются образцы, в данном случае – школьная форма, одни и те же – качество и безопасность: ГОСТ и ТР ТС. Но требования, которые утверждаются в стандарте для получения «Знака качества», будут еще жестче – это же «опережающий стандарт». 

В чем суть повышенных стандартов ГОСТ­а, нам понять не удалось – даже после комментариев экспертов «Роскачества». По их словам, требования техрегламента дополняются еще несколькими параметрами. Их список обсуждает сейчас проектный технический комитет 702 Росстандарта, в который входят «Союзлегпром», «Союзформа», ЦНИИШП. Станет ли оценка «Роскачества» авторитетной для родителей – это пока вопрос. Возможно, вопрос времени. Но пока получается, что оценку проводят до утверждения ее критериев. Сами родители выбирают одежду по совокупности параметров: безопасность, комфорт, дизайн и цена. И есть примеры, которые это подтверждают.

«В начале 2000-х, когда родители массово стали говорить о необходимости введения школьной формы, потому что дети в школе занимались не учебой, а устраивали парад тщеславия, мы в числе первых создали линейку классической одежды для школы Silver Spoon, в которую привнесли современный и интересный дизайн, – рассказывает Тамара Пулария. – Клиенты очень хорошо отреагировали. Наша одежда понравилась детям. Модели не повторяются, мы выпускаем коллекционную одежду, применяя индивидуальный подход к каждому изделию. При этом – по доступной цене».

Мораль сей басни

Выставки, конкурсы производителей, тестовые закупки для оценки качества – это хорошие инструменты для влияния на мнение потребителей, но для того чтобы они стали рабочими, использовать их надо более рационально. «Многие участники рынка обращаются к Минпромторгу РФ с просьбой отрегулировать рынок школьной формы, и это, на мой взгляд, неправильно, – считает Анастасия Василькова. – У рынка есть инструменты саморегулирования, а у Минпромторга – другие задачи защиты российского производителя (например, от контрафакта, от монополии и т. д.). Минпромторг начал хорошую программу: создание реестра российских производителей, конкурс школьной формы, специализированные выставки. Мы бы хотели видеть совершенствование этих инициатив»

16 июля производители школьной формы узнали плохую новость. Правительство России внесло изменения в программу развития легкой промышленности на 2016 год и сократило финансирование производства одежды для обучающихся с 600 млн руб. до 400 млн. Впрочем, большинство компаний российского легпрома давно рассчитывает только на собственные силы. 

form-10.jpg

«Мы – за открытый рынок с добросовестной конкуренцией и свободу выбора у покупателей, но конечно, в рамках соблюдения требований к детской одежде, – говорит Дмитрий Бутин. – Возможности выбора конкретных моделей у школ и родительских комитетов, развитие прямых контактов между учебными заведениями и производителями позволят развиваться рынку школьной формы, а не ограничиваться скудным несовременным предложением от нескольких компаний».

У индустрии школьной одежды нет другого пути, как предложить потребителю красивый, модный и современный продукт. И тогда родитель, получив объективную информацию, оценив свои возможности и требования к форме для своего ребенка, сделает правильный выбор.


tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

Бег на длинные дистанции. Cмогли ли локальные спортивные бренды заменить ушедших зарубежных игроков?

Ландшафт российского рынка спортивных товаров заметно изменился за последние два года. Разбираемся, есть ли на нем место российским брендам и с какими трудностями им приходится бороться.
5 августа 09:06
7 683

Трек-лист для продаж

Как правильно подобрать фоновую музыку для fashion-розницы.
15 апреля 10:09
7 043

Как корабль назовешь: правила выбора имени для марки детской одежды

Рекомендации экспертов предпринимателям, запускающим новые fashion-бренды для детей: как придумать оригинальное и продающее название.
10 июля 09:20
13 460

Студенческие проекты первой в России магистратуры в области fashion tech

Студенческие проекты первой в России магистратуры в области fashion tech: цифровые свадебные платья, Николай I в дополненной реальности, виртуальный показ для ФК «Зенит».
1 августа 09:04
12 357

Правила выживания во время шторма: как работать бизнесу в период хаоса

Мария Герасименко, основатель компании Fashion Advisers и онлайн-школы Fashion Advisers School, объясняет, как работать бизнесу в период хаоса.
4 марта 12:20
11 724

Как cпланировать рекламный бюджет и рассчитать ожидаемую эффективность маркетинговых вложений

Как cпланировать рекламный бюджет и рассчитать ожидаемую эффективность маркетинговых вложений.
19 апреля 00:18
28 134

Гид

Газинская Вика
Российский дизайнер, основатель марки Vika Gazinskaya.
SEROVSKI
Российский бренд мужской, женской и детской одежды со штаб-квартирой в Иваново.
KazanExpress
Российский маркетплейс с головным офисом в Зеленодольске (Республика Татарстан).
Кибардин Макс (Kibardin Max)
Итальянский дизайнер обуви, основатель одноименного бренда.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю