Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Статьи

Роскошь для Поднебесной

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru


Российские ритейлеры товаров роскоши неожиданно обрели новую целевую аудиторию. Падение курса рубля стимулировало резкое увеличение потока шопоголиков из Китая. Крупнейшие игроки локального люксового рынка спешат направить его в нужное русло.

  

В минувшем году на российском рынке въездного туризма наблюдалось заметное оживление. По данным Росстата, въездной туристический поток в Россию увеличился на 13,7% по сравнению с 2014-м (до 2,93 млн поездок). Безусловным лидером по числу путешественников стал Китай – по информации Ростуризма, количество въезжающих в Россию туристов из Поднебесной выросло более чем на 63%, до 670 тыс.; при этом общее число прибытий составило 1,3 млн. Только в Санкт-Петербурге по итогам 2015-го китайский турпоток увеличился на 77%.

    

china-shopping_russia-1.jpg

Пекин-Москва

Российская туристическая отрасль, потерявшая клиентов из Европы, в срочном порядке перестраивается на новое направление. В октябре 2015 года Ростуризм открыл в Пекине офис Visit Russia, помогающий китайскому турбизнесу получить информацию о нашей стране. Осенью этого года планируется открытие аналогичного представительства в Шанхае. Комитет по туризму Санкт-Петербурга выступил с инициативой перевести на китайский язык названия улиц и городских объектов на вывесках в Северной столице. Оператор «РЖД-тур» предлагает VIP-клиентам из Китая суперкомфортабельный «Поезд Царей», осуществляющий перевозки по маршруту Москва–Санкт-Петербург и оформленный в стиле Российской империи позапрошлого века. Попасть из одной столицы в другую туристы из Поднебесной могут и водным путем – на борту работает китайскоговорящая команда, предлагается китайское меню и транслируются китайские телеканалы.

С 2000 года действует соглашение между правительствами РФ и КНР о безвизовых групповых поездках, которое разрешает группе китайских туристов из 5–50 человек находиться на территории России без оформления визы не более 15 суток. Индивидуальные туристы из Китая должны получать одноразовую визу, стоимость оформления которой составляет около 10 тысяч. Сегодня Госуправление по делам туризма КНР и Ростуризм активно обсуждают возможности снижения «цены въезда» и выдачи мультивиз, что способно, по прогнозам ассоциации «Мир без границ», увеличить индивидуальный турпоток из Китая на 10–20%.

Однако жители Поднебесной предпочитают приезжать к нам группами. Главная причина коллективных поездок – языковой барьер. Например, в Москве в настоящее время работает 81 аккредитованный гид со знанием китайского языка. При этом, по сведениям ассоциации «Мир без границ», в июле нынешнего года в столицу ежедневно приезжало в среднем 54 группы из Поднебесной, а в августе этот показатель должен составить 300–400 групп. Только в первом квартале 2016 года в России число безвизовых групповых туристов из Китая выросло на 47% (до 35 тыс.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

china-shopping_russia-4.jpgПо данным ассоциации «Мир без границ», популярностью у китайских туристов пользуются арктические туры, путешествия к мурманскому северному сиянию, бриллиантовые туры в Якутию, поездки в олимпийский Сочи и «красный маршрут» по символам советской истории. Но главными точками притяжения остаются Москва и Санкт-Петербург. «Для китайских туристов Москва – самая близкая европейская столица, к тому же цены на туры в Россию не столь высоки, низкий курс рубля обеспечил конкурентные цены на товары, открытость нашей страны к китайским гостям также оказывает влияние на рост турпотока из Китая», – говорит исполнительный директор Туристической ассоциации «Мир без границ» Светлана Пятихатка. На две российские столицы приходится более половины китайского турпотока. Именно здесь сосредоточены визитные карточки страны для иностранцев, в числе которых – Кремль, Эрмитаж, ЦУМ, ГУМ и ДЛТ.

 

Китайская лихорадка

Падение курса национальной валюты России превратило Москву и Санкт-Петербург в новую мекку китайских шопоголиков. С лета 2014 года российский рубль по отношению к китайскому юаню обесценился вдвое. Китайские туристы стали лихорадочно скупать косметику, брендовую одежду и обувь, аксессуары, ювелирные изделия и часы. В октябре 2015 г. агентство Bain & Company пришло к выводу, что продажи люксовых товаров в Москве стабилизировались во многом благодаря туристам из Китая. По данным ассоциации «Мир без границ», на шопинг приходится около 60% расходов китайских туристов. «В среднем путешественники из Китая оставляют в России порядка $530 в день, – сообщает Светлана Пятихатка. – В России они чаще всего приобретают продукцию местного производства и товары класса «люкс», особой популярностью пользуются у них ювелирные украшения, янтарь». По информации департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма Москвы, жители Поднебесной оставили в столице в 2015 году от $800 млн до $1 млрд. При этом общий объем продаж люксовых товаров в Москве – €3,2 млрд, по сведениям Altagamma & Bain.

china-shopping_russia.jpgВ фаворитах у китайских граждан – предметы роскоши. «Они покупают обычно «классику» люкса, узнаваемые модели с логотипами, signature-модели и must have – то есть сезонные хиты из рекламных кампаний брендов, – рассказывает Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group. – Если мы сравним китайского «премиального покупателя» – высокооплачиваемого профессионала или предпринимателя – и российского, то эти китайские шопоголики гораздо активнее наших. Азиатские туристы отправляются на шопинг целенаправленно, и им нужно купить «объемно», чтобы оправдать расходы на саму поездку».

Согласно исследованию консалтинговой компании Bain & Company, на китайских покупателей приходится 31% мировых продаж luxury-товаров. В 2015 году, по информации Госуправления по делам туризма КНР, 120 млн китайских туристов потратили $104,5 млрд, что на 16,7% выше, чем в 2014-м. При этом внутренний китайский рынок роскоши в 2015-м составил, по данным Bain & Company, 113 млрд юаней, в 2014-м – 115 млрд юаней (€16,42 млрд).

Китайские люксовые ритейлеры давно уже бьют тревогу – в том же 2014-м их продажи часов упали на 13%, а мужской одежды – на 10%. В следующем году спад на внутреннем рынке продолжился. По данным Министерства торговли Китая, в среднем цены на люксовые товары в Поднебесной на 51% выше, чем в США, и на 72% выше, чем во Франции. В стоимость закладывается так называемый налог на роскошь, величина которого зависит от категории товаров – 10–25% для большинства предметов роскоши, 35% на косметику. Плюс НДС, обычно 17%, и потребительский налог, который может достигать 30%. Поэтому рынок «дайгоу» – живущих за рубежом китайцев, которые по просьбе родственников и знакомых покупают люксовые товары и отсылают их на родину, – постоянно растет; его среднегодовой объем составляет сегодня, по экспертным оценкам, $9–12 млрд. В числе новых ключевых территорий для закупок люкса оказалась и Россия.

«В 2015 году переоценка товаров не успевала за темпами падения рубля, – комментирует Анна Лебсак-Клейманс. – Курс рубля «скакал» ежедневно вокруг вектора, направленного вниз. А переоценка товаров не могла происходить с такой же частотой. Поэтому существовали отрезки времени, когда стоимость импортных товаров в рублях, в пересчете на международные валюты, была в России ниже, чем в странах происхождения этих товаров. В то же время в Китае действует очень высокий налог на «товары роскоши», поэтому цены на люксовые бренды в среднем отличаются от европейских ценников до 70%. Соответственно, для граждан Китая покупать люкс в России стало явно выгоднее».

 

Шопинг-столица

В 2015 году выручка fashion-направления ГК Mercury выросла на 2–3% в валюте (30% в рублях), в январе 2016-го валютная выручка увеличилась уже на 20%. В начале нынешнего года ГК Mercury прошла добровольную сертификацию China Friendly. Торговые центры, получающие знак China Friendly, предоставляют информационные материалы и визитные карточки на китайском языке, вводят указатели и вывески со стандартными пиктограммами, нанимают сотрудников, владеющих китайским, и уставливают pos-терминал или банкомат с возможностью оплаты картами China UnionPay.

china.jpg

Сегодня в ЦУМе работают 30 консультантов, владеющих китайским языком. Компания ведет переговоры с китайскими и российскими туроператорами об организации шопинг-туров для жителей Поднебесной. По данным группы, доля китайских клиентов в ЦУМе составляет 7%, в ДЛТ – 17%. Благодаря предпринятым шагам ГК Mercury рассчитывает увеличить ее до 30%, а выручку в валюте – на 10–12% по итогам нынешнего года.

ГК Bosco di Cilliegi также набирает сотрудников, знающих китайский язык, и активно продвигает идею введения в России системы tax free. В марте нынешнего года Москву уже посетили эксперты Tax Free Global Blue, которые проконсультировали инициаторов проекта. «Tax free – это удачная мера стимулирования спроса на товары, – комментирует Светлана Пятихатка. – К тому же во многих странах это уже популярная практика, привлекающая шоп-туристов, у нас же пока нет этого конкурентного преимущества».

Предполагается, что в пилотном проекте будут задействованы компании с оборотом не менее 100 млн руб., не имеющие задолженностей по уплате налогов и управляющие торговыми объектами в городах, где функционируют международные аэропорты. Таковыми могут стать ГУМ, «Петровский пассаж», московский ТЦ «Весна» (ГК Bosco di Cilliegi), ЦУМ, «Барвиха Luxury Village» (ГК Mercury), «Крокус Сити Молл» (ГК Crocus). Минимальная сумма покупки непродовольственных товаров, с которой иностранные граждане смогут получить возврат НДС (18% или 10%), составит 10 тыс. руб. «Очевидно, что с падением курса рубля туризм и шопинг в России стали намного привлекательней для иностранцев, чем раньше, – считает Анна Лебсак-Клейманс. – Сегодня Москва занимает лидирующее положение среди городов с наиболее широким предложением мировых модных брендов. Москва вполне может претендовать на вхождение в список туристических шопинг-столиц Европы. Освобождение иностранных туристов от расходов на уплату налога на продажу – дополнительный стимул для развития иностранного туризма».

reis Honkong reclama TSUm.jpgИдея введения tax free уже не первый раз находится на стадии обсуждения (этот проект был тихо похоронен в 2014-м), и ее будущее весьма туманно. Тем временем Ростуризм планирует увеличить ежегодный показатель туристического потока из Китая до 5 млн человек, а для того чтобы этого добиться, нужно обеспечить не только достаточно хлеба и зрелищ, но и сервис, учитывающий потребности и ментальность жителей Поднебесной.

tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

На свободные места. Почему и зачем растут локальные сети магазинов одежды

Десятка крупнейших российских сетей одежды за последние полтора года открыла около 500 магазинов. PROfashion проанализировал статистику роста и попросил экспертов дать прогноз о дальнейшем развитии локальных игроков рынка.
9 октября 09:40
6 942

Как корабль назовешь: правила выбора имени для марки детской одежды

Рекомендации экспертов предпринимателям, запускающим новые fashion-бренды для детей: как придумать оригинальное и продающее название.
10 июля 09:20
8 827

Поттериана в моде. Как fashion-бренды работают с фанатами Гарри Поттера

Как fashion-бренды работают с фанатами Гарри Поттера.
12 января 14:19
13 274

Чему и как учиться: экономический ликбез для участников легпрома

Экономический ликбез для игроков рынка легкой промышленности: как искоренить проблему низкой деловой грамотности.
9 января 22:53
15 319

Из офлайна в онлайн. Как модному бренду попасть в маркетплейс и нарастить продажи

Дарья Хрулева из Lamoda рассказывает, на что обратить внимание, если вы хотите стать частью модного маркетплейса, и как поддержать продажи, грамотно распределяя свои ресурсы.
28 июня 09:00
24 096

С чужого плеча. Могут ли дети рекламировать fashion-товары, не предназначенные для детей?

Могут ли дети рекламировать fashion-товары, не предназначенные для детей?
13 сентября 18:05
14 833

Гид

Гескьер Николя (Ghesquière Nicolas)
Французский модельер, креативный директор женской линии Louis Vuitton.
HENDERSON
Российская сеть салонов мужской моды со штаб-квартирой в Москве.
Браун Том (Browne Thom)
Американский дизайнер, основатель и креативный директор бренда Thom Browne.
Валенти
Российская группа компаний со штаб-квартирой в Иваново, владеет брендами мужской и школьной одежды VALENTI, LEXMER, LANCELOT, VALENTI kids.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю