Пути российского ритейла
С 7 по 12 июня в Москве прошла «Неделя российского ритейла 2016», собравшая представителей розничного бизнеса и государства. Организаторами мероприятия выступили Министерство промышленности и торговли РФ и Российская Ассоциация Экспертов Рынка Ритейла. Профессионалы отрасли и представители власти обсудили ключевые проблемы российского ритейла, определили основные направления развития сферы розничной торговли и подходы государства к развитию современного и цивилизованного рынка ритейла.
По информации экспертов, общий прирост торговых площадей составил в минувшем году 25,5 млн кв. метров, что на 14% больше, чем в предыдущем. При этом более половины новых магазинов приходится на сети X5 и «Магнит». «Магнит» также лидирует по товарообороту, возглавляя топ вместе с сетью «Ашан». По данным, озвученным зам. министра промышленности и торговли РФ Виктором Евтуховым, оборот ритейла в 2016 году упал на 10% по сравнению с 2015 годом.
Отмечалось, что темпы роста выручки ритейлеров пока довольно низки, причем fashion-сегмент показал отрицательную динамику. Важнейшим трендом в развитии сетей стали рост количества дискаунтеров и аутлетов, агрессивные ценовые войны и увеличение числа акций. По словам экспертов, около 20% всех продаж сетей приходится на промоакции.
«Смещение спроса в пользу более дешевых товаров длительного пользования началось в 2011 году, в сегменте продовольственных товаров – в 2013 году, – отметила Екатерина Трофимова, гендиректор Аналитического кредитного рейтингового агентства. – Не следует ожидать, что в 2017 году на рынках товаров будет наблюдаться восстановительный рост в условиях продолжающейся стагнации реальных доходов и ограниченного потенциала наращивания кредитов».
Изменение покупательского поведения выразилось в снижении потребительской активности и уменьшении среднего чека. «Люди перестали быть лояльными бренду и стали более лояльны к ценам, – рассказал Алексей Марей, член совета директоров, главный управляющий, член правления «Альфа-Банка». – Сейчас на этом фоне выигрывают дискаунтеры и альтернативные сети». По словам Алексея Марея, сетям следует искать новые современные форматы торговли, обращать свое внимание на опыт зарубежных коллег, при этом больше думать о клиенте: «Клиент мудреет, умнеет и становится более продвинутым, сейчас 4-5 недовольных клиента могут сильно повредить репутацию любого ритейлера, имея только выход в интернет. Кто первый поймет и примет изменения, тот будет на коне».
Серьезной угрозой для российских производителей и ритейлеров может стать рост покупок в зарубежных магазинах и трансграничная модель торговли. «Количество транзакций, которые происходят из иностранных интернет-магазинов, показывают рост в три раза, – отметил президент компании «М.Видео» Александр Тынкован. – Такими темпами к 2020 году можно ожидать, что только четверть объема всех покупок будет внутренней торговлей, а остальное – трансграничная торговля». По его словам, сейчас 30% стоимости любого товара в нашей стране путем уплаты налогов и других расходов передается государству. При передаче товаров покупателям из-за границы государство не получает ничего.
Последствием развития трансграничной торговли могут стать неравные условия для российских и зарубежных, в первую очередь китайских, производителей, которые завозят свою продукцию без НДС. Также это может привести к выводу деловой активности предпринимателей разного уровня за рубеж, сокращению рабочих мест и снижению инвестиций в развитие отечественной торговой инфраструктуры.