Интеллектуальный франчайзинг

Сауле Сагади, вице-президент Евразийской франчайзинговой ассоциации EAFRAN и представитель модного бренда «Nadine» в Казахстане, рассказала PROfashion Kazakhstan о тонкостях франчайзинговых отношений, нашла ответ на вопрос, как заключить идеальную сделку, и определила подводные камни на пути построения fashion-бизнеса по франшизе.
Вы открывали бизнес не в лучшие времена — сразу после оглушающей волны финансового кризиса два года назад. Почему решили попробовать именно fashion-франчайзинг?
Все началось с поездки в Милан, откуда после долгих переговоров с поставщиками, а точнее с будущими франчайзерами, я вернулась домой уже с торговым знаком Nadine. Знакомство с модным итальянским брендом произошло случайно: в Милане я оказалась на одной из самых оживленных торговых улиц. Среди магазинов Max Mara, Zara, Corso Сomo, Mango оказался неизвестный для меня бренд — Nadine. Ради любопытства я зашла в магазин и автоматически углубилась в шопинг. Совершенно случайно в этот момент в магазине находились владельцы бизнеса — братья Клементе и Альберто Хальфон. В непринужденном разговоре уже через 15 минут мы договорились о встрече для обсуждения вариантов сотрудничества, а через 20 дней подписали контракт и начали работать.
С какими подводными камнями вам довелось столкнуться на этапе стартапа проекта?
Теоретический расклад франчайзингового бизнеса заметно отличался от практической части. Главным подводным камнем, с которым я столкнулась уже в начале бизнес-пути, стал подбор торговых площадей. Бутики обязательно должны соответствовать стандарту, утвержденному конкретным брендом. Поэтому, подбирая торговую площадь для будущего магазина, я обратилась в пять самых крупных торговых центров города. Опускаю подробности моего шока от полученных цен за квадратный метр (от $60 до $160), которые варьируются от места расположения и этажности. Главное, что свободных торговых площадей не было ни в «Хан-шатыре», ни в «Меге», ни в «Керуене». С большим трудом места все же были найдены в торговых центрах Asia Park, «Мерей» и «Сары-арка». При этом везде действовала депозитная система, равная трем месячным арендным платам. В итоге, чтобы открыть небольшой магазин в 100 кв. метров, уже на первоначальном этапе необходимо было внести $30 000. А ведь еще необходимо купить оборудование, товар, нанять персонал… Сложней всего в период стартапа осознавать, что договор с ТЦ заключается минимум на три года без возможности отказаться от аренды, если что-то пойдет не так.
В таком случае не проще ли казахстанцам рассматривать организацию подобного бизнеса в формате street retail?
Нет, не проще. Во-первых, street retail как таковой в Казахстане не развит и зачастую не отвечает требованиям франшизы. Во-вторых, срабатывает специфика региона. Например, в Алматы ввиду плотной заселенности города люди хотя бы в некоторых его частях ходят пешком — а значит, есть шанс, что они зайдут в магазин. В Астане жители уже давно пересели на автомобили — расстояния здесь другие. В регионах ситуация намного хуже, так как качественных торговых площадей крайне мало.
Какими вы видите перспективы развития казахстанского fashion-франчайзинга? Какие форматы будут наиболее популярны?
Еще год-два рынок франчайзинга будет активно развиваться, после чего подойдет к своему насыщению. В числе пустующих остались ниши сегментов детской и подростковой одежды, обуви, аксессуаров, нижнего белья.
Развею миф о ненаполненности рынка в люксовом направлении: с учетом регионального развития качественный масс-маркет имеет куда больший потенциал для развития. Уже сейчас fashion-франчайзинг входит в десятку успешных на территории Казахстана, но который год подряд лидирует food-франчайзинг.
Как вице-президент Евразийской франчайзинговой ассоциации вы не считаете, что активное развитие франчайзинговых систем в Казахстане началось после вступления в Таможенный союз?
Если проанализировать динамику роста франчайзинговых предложений за последний год, видна экспансия участников Таможенного союза: России, Украины, Белоруссия. Действительно, покупать франшизу у соседей удобно и финансово, и психологически: одна ментальность, нет языкового барьера, упрощенный документооборот, подсознательно сложившееся доверие. Специфика рынка в том, что по своим fashion-предпочтениям казахи не европейцы и не азиаты. Мы — рожденные в СССР. Если раньше казахстанский потребитель, выбирая между российским или европейским брендом, по умолчанию отдавал предпочтение иностранцам, то сейчас все по-другому. Большинство людей не хотят переплачивать за громкое имя бренда. Сейчас поколение разборчивых покупателей, которые больше смотрят на соотношение цена-качество.
Считаю, что Таможенный союз на руку только тем странам, у кого есть собственный товар. Страны — участники союза в этом случае нужны только для расширения рынка сбыта. Ввиду того что Казахстан пока похвастаться собственным производством не может, его основная миссия — принимать товар от соседей.
По-вашему, есть ли будущее у производственного франчайзинга в Казахстане?
Конечно, но к этому мы придем очень не скоро. Производственных франшиз мало не только на российском и казахстанском рынках, но и во всем мире. Причин здесь несколько. Во-первых, слабая подготовка большинства видов бизнеса к тиражированию. Во-вторых, опасения владельца технологий, что, продавая франшизу, он создает себе конкурентов. В-третьих, сложность контроля объемов выпуска продукции компании-франчайзи. Как правило, производственный франчайзинг — это большие капиталовложения и медленная окупаемость. А это может себе позволить не каждый бизнесмен. Радует, что последнее время сформировалась четкая тенденция к государственной поддержке подобных проектов. В рамках государственной программы определены ряд приоритетных направлений, в которые правительство готово инвестировать. Производство и легкая промышленность вошли в этот список.
Если говорить о бизнес-тенденциях, то за каким направлением будущее во франчазинговых отношениях?
Уже сейчас в этой области более 200 иностранных франчайзеров принимают активные меры по поиску партнеров в Казахстане и более пяти тысяч потенциально готовы сотрудничать с отечественными предпринимателями. Однако большое будущее, на мой взгляд, за отечественными франшизами. Пусть сейчас в стране не так много национальных проектов, которые достойны клонирования, зато они полностью адаптированы к региону и уже только поэтому заслуживают внимания. Ведь бизнес, как и человек, выросший на родной земле, обязательно будет расти крепким и здоровым.