Дешевая аренда по-киевски
В 2015 году максимальный уровень ставок аренды на рынке качественных торговых комплексов Киева снизился на 25%. Таким образом, в четвертом квартале стоимость квадратного метра в киевском ТЦ составляет 720 долларов в год (без учета НДС и операционных расходов), сообщается в отчете компании JLL.
Годом ранее ставка составляла 960 долларов за квадрат (в год). В 2013 году этот же показатель достигал 1 200 долларов. Изменения возникли в следствие девальвации гривны, а также усилением давления на собственников объектов со стороны арендаторов. «Сегодня рынок находится на стороне арендатора, - констатирует Анна Чуботина, руководитель отдела торговых площадей компании JLL (Украина). – Доходы ритейлеров формируются в гривне, и компании стараются сокращать те составляющие расходов, которые номинированы в иностранной валюте. Одной из таких составляющих является арендная плата».
На конец 2015 года пришлись открытия магазинов нескольких известных европейских брендов, в частности fashion-сегмента: обувной Coqui, Maestrami (мужская одежда), Stefanel (женская одежда) и Galvanni (одежда и аксессуары). Также в Киеве появилась австрийская марка Eterna, голландский бренд женского белья Hunkemöller, немецкий бренд детской одежды Sanetta. Кроме того, был произведен перезапуск бутиков Dior и Saint Lauren, испанского бренда одежды и аксессуаров для женщин Suiteblanco.
По мнению аналитиков JLL, дальнейшая динамика рынка коммерческой недвижимости, а также заполнения моллов арендаторами будет зависеть от числа открытий ТРЦ в 2016 году. К вводу запланировано четыре объекта совокупной площадью 181 тысяч кв. метров: Lavina Mall, ЦУМ, New Way и «Смарт Плаза».