Дальний Восток – аутсайдер на рынке ритейла
На Дальнем Востоке зафиксирована наименьшее присутствие международных брендов среди всех макрорегионов России, рассказал руководитель отдела исследований и консалтинга компании «Магазин Магазинов» Андрей Васюткин.
Только 5% всех работающих в России глобальных ритейлеров имеют свои магазины в этом регионе. Основным сдерживающим фактором для развития на Дальнем Востоке является удаленность городов от столицы, так как логистика большинства крупнейших сетей выстраивается через распределительные центры, сконцентрированные в Центральной России. Сложности в управлении магазинами вызывает и значительная разница в часовых поясах.
«Если среди традиционных якорей торговых центров девелоперам есть из кого выбирать, то fashion-сегмент рынка Дальнего Востока далек от насыщения, – говорит Адрей Васюткин. – Самое знаковое для рынка торговой недвижимости fashion-открытие состоялось в 2015 году – тогда Inditex group открыл свой первый и до сих пор единственный на Дальнем Востоке магазин Zara».
Экспансию испанского бренда, как и других глобальных ритейлеров, тормозит отсутствие подходящих торговых площадей в регионе. Магазин во Владивостоке был открыт в составе ТЦ «Большой ГУМ», однако фактически является самостоятельной street retail-точкой с отдельным входом и своей внутренней логистикой. Свое дальнейшее развитие компания планирует во Владивостоке и городах Хабаровского края.
Дальний Восток является единственным макрорегионом в России, где существенная доля открытий приходится на стрит-ритейл. Это связано с дефицитом в торговых центрах качественных площадей, соответствующих требованиям международных fashion-операторов. Большая доля магазинов под международными брендами в Хабаровске, Владивостоке и других крупных городах открывается в уличных помещениях. «Все интересные открытия магазинов международных брендов в будущем стоит ожидать в составе строящихся и недавно запущенных ТЦ региона», – считает эксперт.
Рассматривает возможность развития на Дальнем Востоке и другой fashion-гигант – шведский бренд H&M, пока не имеющий собственных точек в регионе. Первый магазин компании должен открыться в строящемся ТРЦ «Калина Молл» во Владивостоке.
Отличительной чертой дальневосточного ритейла является отсутствие напрямую управляемых магазинов. Большинство игроков, среди которых Terranova, New Yorker, Mango, работают через локальных партнеров. «Так, владельцы одного из первых профессиональных ТЦ региона – «Сити Молл» в Южно-Сахалинске при запуске проекта в 2009 году были вынуждены заняться непрофильной для себя деятельностью и, получив франшизы большого количества федеральных и международных брендов, самостоятельно привели их на Сахалин», – рассказал Андрей Васюткин.