Апология телесности

На показе бренда Yeezy в Нью-Йорке несколько десятков моделей, выстроенных под руководством художницы Ванессы Бикрофт, в течение полутора часов мучились от неожиданной сентябрьской жары. Кто-то из них, по свидетельствам очевидцев, даже потерял сознание. Задуманный fashion-перформанс на глазах присутствующих обретал новый, параллельный, смысл.
Тот же показ Yeezy – марки, которая началась как сотрудничество Канье Уэста и adidas, – печально прославился крайне неудачной обувью. Девушки-модели едва могли ходить в негнущихся ботфортах, часть которых была к тому же сделана из немилосердного к человеческой коже пластика (справедливости ради стоит заметить, что упомянутая спортивная компания была тут совершенно ни при чем). Подобные эксперименты вызывают вполне естественные сомнения в их целесообразности сейчас, когда эволюция дизайна движется навстречу технологичности и комфорту. Таким образом, в паре с «телесной» инсталляцией Бикрофт показ Уэста являл собой случайную, но емкую метафору непростых взаимоотношений моды с человеческим телом.
Живой объект
Если оглянуться на историю моды, можно с удивлением заметить, что далеко не всегда человеческое тело – такой простой и первоначальный источник вдохновения – служило для создателей одежды отправной точкой. На протяжении многих веков контуры тела скрывались, видоизменялись и деформировались. И вот в конце двух тысячелетий исторические события, нагроможденные одно на другое, – две мировые войны, технический прогресс и сексуальная революция – раскололи скорлупу малоподвижной одежды и сделали ее во всех смыслах ближе к телу.
В сентябре 2016 года молодой французский дизайнер Симон Порт Жакмю представил странную рекламную кампанию. Фотография запечатлела городскую скамейку, на которой несколько моделей играли в «кучу-малу» так, что не сразу можно было разобрать, где чья рука или нога. Живую композицию соорудил авторитетный мастер перформанса Вилли Дорнер, прославившийся арт-проектами, в которых «скульптуры» из людей, одетых, как правило, в яркую контрастную одежду, интегрировались в городское пространство словно неодушевленный и чужеродный предмет.
Итальянка Ванесса Бикрофт, тоже превращающая людей – нередко обнаженных – в художественные объекты, помимо Канье Уэста, сотрудничала с Valentino: в прошлом сезоне ей доверили создать композицию для рекламной кампании в поддержку выхода одной из специальных коллекций марки. Манекенщицы и манекенщики, задействованные в проекте, были облачены в одинаковую одежду, заставляющую вспомнить, что униформа является еще одним фетишем художницы: с ее помощью Ванесса «уравнивает» живые элементы своих инсталляций.
Вообще, объединение художественного перформанса и моды – давно не новость. По идее, любой хорошо продуманный и грамотно срежиссированный показ одежды можно приравнять к арт-событию, которое существует на протяжении тех 15 минут, что его смотрят зрители. Иногда интерес к ярким шоу на подиуме усиливается, иногда сходит на нет, как в эпоху минимализма, когда хорошим тоном считалось делать максимально сдержанные показы. Сейчас же увлечение элементами перформанса связывается с очередным переосмыслением тела как главного объекта для инспираций.
Обретение себя
Два последних десятилетия мода стремительно «теряла тело», о чем свидетельствовали многочисленные разговоры о чрезмерной худобе моделей или, например, эпизод из книги «Модный Вавилон», автор которой с юмором предполагает, что дизайнеры мечтают о совершенно бесплотных моделях, дабы никакой лишний изгиб не «портил» одежду. Теперь мода начала это самое тело заново обретать. Пересматривается отношение к наготе, что заметно по многочисленным диспутам в соцсетях, почему одни части человеческого тела демонстрировать можно, а другие нельзя, почему обнаженная мужская грудь прощается, а женская – нет. Вопреки цензуре, сила информационных потоков сейчас такова, что и маленькие дети в курсе, как на самом деле выглядит человеческое тело.
Вспомним недавний период с начала 1980-х до начала 2000-х – тогда презентация тела в культурном и fashion-контексте была неестественно целлулоидной. Телесериалы, музыкальные клипы и рекламные кампании демонстрировали гладкие, кукольные, без малейших изъянов и капли лишнего веса тела и идеально отполированные косметикой лица. Теперь же мы имеем не поддающиеся исчислению рекламные кампании с «обычными людьми» всех возрастов и комплекций. Знаменитости все чаще декларируют отказ от декоративной косметики, а глянцевые журналы публикуют подбадривающие эксперименты в духе «как я прожила неделю без макияжа». Активисты призывают задуматься над приукрашенной реальностью социальных сетей, не всегда соответствующей действительности. Так «следствие по телу», получившему право иметь волосы, шрамы, растяжки, морщины, жировые прослойки, стало продвигаться в сторону психологической свободы и самодостаточности.
Близкий контакт

Какое отношение все это может иметь к дизайнерам и производителям одежды? Ну, во-первых, опосредованно-вдохновенческое. Недавние показы прогрессивных брендов это хорошо подтверждали. Марка концептуально-уличной одежды Hood by Air, не жалеющая энергии для подиумных провокаций, выпустила коллекцию совместно с видеопорталом для взрослых PornHub; а Раф Симонс создал альянс с фондом фотографа Роберта Мэпплторпа, прилепив на одежду принты с изображениями, которые точно запрещено размещать в соцсетях. Во-вторых, важно понимать: чем проще и спокойнее отношение к телу в обществе, тем проще и спокойнее отношение к одежде вообще: когда нет необходимости что-то постоянно подчеркивать, утягивать и скрывать, то можно задуматься об усилении комфорта и получении эмоций от новых модных образов.
Телесный комфорт непосредственно связан с совершенствованием опыта потребления, которое происходит здесь и сейчас: потребители, переключившиеся на качественную удобную обувь, признаются, что уже не готовы снижать планку качества или, например, возвращать в активный гардероб высокие каблуки. То же самое с одеждой: покупатели, прочувствовавшие преимущества кашемира или инновационной синтетики, будут и в дальнейшем искать одежду такую же или лучше. Одежда тоже движется навстречу потребителю и одновременно становится ближе к телу технологически: в нее вживляются то датчики, измеряющие давление и температуру, то регуляторы микроклимата, то аккумуляторы, позволяющие заряжать гаджеты при ходьбе.
В общем и целом нынешняя рефлексия на тему тела помогает донести простую мысль о том, как на самом деле еще несовершенны многие привычные нам предметы одежды. А это значит, что у специалистов в модной индустрии полно работы – в конце концов, нужно же сделать так, чтобы пластиковые ботфорты Yeezy годились не только для перформансов.