Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
В PROfashion Гид
Персона

Степанова Варвара

Российская и советская художница, дизайнер текстиля и одежды, одна из основоположников конструктивизма
vk shareподелиться в vk tg shareподелиться в telegram

Варвара Федоровна Степанова родилась в 1894 году в небогатой дворянской семье в Ковно (ныне Каунас) Литовской губернии Российской империи. Умерла 20 мая 1958 года в Москве.

В начале ХХ века семья Степановых переехала в Казань, где в 1910 году Варвара поступила в Казанскую художественную школу. Во время обучения она познакомилась с будущими коллегами-авангардистами, включая Любовь Попову, Александра Веснина и будущего мужа, Александра Родченко.

В 1913 году Степанова и Родченко переехали в Москву, где, работая сначала бухгалтером, потом машинисткой на фабрике, затем библиотекарем и секретарем, Варвара продолжала заниматься творчеством, посещая мастерские художников и графиков. В 1916-м супруги совместно открыли творческую мастерскую.

С 1918 года Степанова активно участвовала в художественных выставках, присоединившись к группе художников-беспредметников. В серии иллюстраций к поэзии А. Е. Крученых «Глы-Глы» она с использованием цветных бумажных коллажей остроумно пародировала творческие методы Малевича, Клюна, Поповой, Розановой и Удальцовой.

В том же году художница начала исследовать синтез заумной поэзии и абстрактной графики. В ее рукописных книгах, представленных на выставках в виде отдельных страниц, появился новый жанр визуальной поэзии.

В 1919-м Степанова создала серию «Фигуры», в которой геометрический набор абстрактных форм — прямоугольников, линий, кругов и других элементов — был преобразован в сложные многофигурные композиции, сочетающие реальные и фантастические образы. Художница не стремилась изображать конкретные ситуации, а передавала философско-пластическое восприятие сцен, таких как «Фигура у мольберта», «Танцующие фигуры», «Игроки в шашки» и др. Ее авторский подход к схематизации человеческой фигуры оказал значительное влияние на искусство, а зародившийся в живописных работах художницы четкий графический стиль позже нашел применение в оформлени театральных постановок, создании обложек книг, верстке журналов и разработке геометрических текстильных орнаментов.

В начале 1920-х Степанова практически полностью перешла к конструктивизму, активно участвуя в разработке теоретических основ движения, и отказалась от традиционной живописи в пользу создания предметов, которые можно было бы использовать в массовом производстве. Она стала одной из первых художниц, стремящихся создавать произведения, которые могли бы быть полезными и применимыми в повседневной жизни.

В 1920–1923 годах сотрудничала с Московским институтом художественной культуры, в котором в марте 1921-го Степанова, Родченко и Ган создали «Рабочую группу конструктивистов», официально оформив это направление в русском авангарде. В этом же году экспонировала работы на выставке конструктивистов «5×5 = 25».

В 1923 году в журнале «Левый фронт искусств» («ЛЕФ») под псевдонимом Варст была опубликована программная статья Степановой «Костюм сегодняшнего дня — прозодежда», в которой подчеркивалось, что в одежде главное не декоративность, а «удобство и целесообразность костюма для данной производственной функции». Созданные ею авторские модели для рабочих сочетали основные принципы конструктивизма — функциональность, удобство и эстетическую привлекательность. Идеи Степановой сыграли значительную роль в оформлении новой эстетики рабочего класса Советского Союза.

Также конструктивистские принципы Степановой отразились в работе на Первой ситценабивной текстильной фабрике, где, начиная с 1922-го, она разрабатывала орнаменты для тканей. Текстильный дизайн Степановой представлял собой сложные геометрические формы в ярких цветах, что было инновацией того времени, при этом рисунки требовалось выполнить с использованием не более трех оттенков (это было обусловлено себестоимостью производства).

В 1925 году эскизы текстиля были представлены на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже, а в 1929-м работы Степановой признали лучшими на выставке «Бытовой советский текстиль».

Варвара Степанова также внесла значительный вклад в сценографию, работая в театре Мейерхольда, где одним из значимых проектов стал спектакль «Смерть Тарелкина», для которого она создала декорации и костюмы. Работы художницы отличались минимализмом и строгой геометрией, а также соответствовали общим идеям конструктивизма: были не просто украшениями, а инструментами для активного участия в спектакле.

varvara_stepanova-5.jpg

Принты для тканей, разработанные Варварой Степановой

Значительной частью творческого наследия Степановой стало оформление книг и журналов. Эта работа позволила ей экспериментировать с типографикой и композицией — художница стремилась к созданию гармонии между словом и изображением, объединяя их в цельные визуальные конструкции, а также использовала смелые шрифтовые решения, что стало новаторским подходом в графическом дизайне того времени.

В 1932 году Степанова как художник-график стала членом московского Союза художников. В конце 1930-х годов вернулась к живописи.

Во время Второй мировой войны была эвакуирована в Пермь, где оформляла «Окна» информационного агентства ТАСС и выставки Государственного литературного музея.

После войны в культурной жизни Советского Союза авангард и конструктивизм уступили место социалистическому реализму. В 1950-х Степанова продолжала работать над графикой и дизайном, в частности, журнала «Советская женщина», где использовала классическую верстку, отказавшись от коллажей и игры со шрифтами.

tg vk youtube
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Гид

Секонд-хенд
Сегмент ритейла, который предлагает подержанные одежду, обувь и аксессуары по доступным ценам.
Supreme
Американский lifestyle-бренд одежды и скейтбордов со штаб-квартирой в Нью-Йорке. Принадлежит VF Corporation.
Pirosmani
Российский бренд женской, мужской одежды, обуви и аксессуаров со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге.
Текстильлегпром
Федеральная оптовая ярмарка товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю