Степанова Варвара

Варвара Федоровна Степанова родилась в 1894 году в небогатой дворянской семье в Ковно (ныне Каунас) Литовской губернии Российской империи. Умерла 20 мая 1958 года в Москве.
В начале ХХ века семья Степановых переехала в Казань, где в 1910 году Варвара поступила в Казанскую художественную школу. Во время обучения она познакомилась с будущими
коллегами-авангардистами , включая Любовь Попову, Александра Веснина и будущего мужа, Александра Родченко.В 1913 году Степанова и Родченко переехали в Москву, где, работая сначала бухгалтером, потом машинисткой на фабрике, затем библиотекарем и секретарем, Варвара продолжала заниматься творчеством, посещая мастерские художников и графиков. В
1916-м супруги совместно открыли творческую мастерскую.С 1918 года Степанова активно участвовала в художественных выставках, присоединившись к группе
художников-беспредметников . В серии иллюстраций к поэзииА. Е. Крученых «Глы-Глы» она с использованием цветных бумажных коллажей остроумно пародировала творческие методы Малевича, Клюна, Поповой, Розановой и Удальцовой.В том же году художница начала исследовать синтез заумной поэзии и абстрактной графики. В ее рукописных книгах, представленных на выставках в виде отдельных страниц, появился новый жанр визуальной поэзии.
В
1919-м Степанова создала серию «Фигуры», в которой геометрический набор абстрактных форм — прямоугольников, линий, кругов и других элементов — был преобразован в сложные многофигурные композиции, сочетающие реальные и фантастические образы. Художница не стремилась изображать конкретные ситуации, а передавалафилософско-пластическое восприятие сцен, таких как «Фигура у мольберта», «Танцующие фигуры», «Игроки в шашки» и др. Ее авторский подход к схематизации человеческой фигуры оказал значительное влияние на искусство, а зародившийся в живописных работах художницы четкий графический стиль позже нашел применение в оформлени театральных постановок, создании обложек книг, верстке журналов и разработке геометрических текстильных орнаментов.В начале
1920-х Степанова практически полностью перешла к конструктивизму, активно участвуя в разработке теоретических основ движения, и отказалась от традиционной живописи в пользу создания предметов, которые можно было бы использовать в массовом производстве. Она стала одной из первых художниц, стремящихся создавать произведения, которые могли бы быть полезными и применимыми в повседневной жизни.В 1920–1923 годах сотрудничала с Московским институтом художественной культуры, в котором в марте
1921-го Степанова, Родченко и Ган создали «Рабочую группу конструктивистов», официально оформив это направление в русском авангарде. В этом же году экспонировала работы на выставке конструктивистов «5×5 = 25».Работы Варвары СтепановойРаботы Варвары СтепановойРаботы Варвары Степановой1 / 3В 1923 году в журнале «Левый фронт искусств» («ЛЕФ») под псевдонимом Варст была опубликована программная статья Степановой «Костюм сегодняшнего дня — прозодежда», в которой подчеркивалось, что в одежде главное не декоративность, а «удобство и целесообразность костюма для данной производственной функции». Созданные ею авторские модели для рабочих сочетали основные принципы конструктивизма — функциональность, удобство и эстетическую привлекательность. Идеи Степановой сыграли значительную роль в оформлении новой эстетики рабочего класса Советского Союза.
Также конструктивистские принципы Степановой отразились в работе на Первой ситценабивной текстильной фабрике, где, начиная с
1922-го , она разрабатывала орнаменты для тканей. Текстильный дизайн Степановой представлял собой сложные геометрические формы в ярких цветах, что было инновацией того времени, при этом рисунки требовалось выполнить с использованием не более трех оттенков (это было обусловлено себестоимостью производства).В 1925 году эскизы текстиля были представлены на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже, а в
1929-м работы Степановой признали лучшими на выставке «Бытовой советский текстиль».
Варвара Степанова также внесла значительный вклад в сценографию, работая в театре Мейерхольда, где одним из значимых проектов стал спектакль «Смерть Тарелкина», для которого она создала декорации и костюмы. Работы художницы отличались минимализмом и строгой геометрией, а также соответствовали общим идеям конструктивизма: были не просто украшениями, а инструментами для активного участия в спектакле.
Принты для тканей, разработанные Варварой Степановой
Значительной частью творческого наследия Степановой стало оформление книг и журналов. Эта работа позволила ей экспериментировать с типографикой и композицией — художница стремилась к созданию гармонии между словом и изображением, объединяя их в цельные визуальные конструкции, а также использовала смелые шрифтовые решения, что стало новаторским подходом в графическом дизайне того времени.
В 1932 году Степанова как
художник-график стала членом московского Союза художников. В конце1930-х годов вернулась к живописи.Во время Второй мировой войны была эвакуирована в Пермь, где оформляла «Окна» информационного агентства ТАСС и выставки Государственного литературного музея.
После войны в культурной жизни Советского Союза авангард и конструктивизм уступили место социалистическому реализму. В
1950-х Степанова продолжала работать над графикой и дизайном, в частности, журнала «Советская женщина», где использовала классическую верстку, отказавшись от коллажей и игры со шрифтами.