Пуаре Поль (Poiret Paul)

Поль Пуаре (Paul Poiret) родился 20 апреля 1879 года в столице Франции. Умер в Париже 30 апреля 1944 года.
Пуаре ввел в европейскую моду японские кимоно и свободные античные силуэты, впервые предложил женщинам модели платьев без корсета, но при этом разработал «хромую» юбку, которая сковывала движение. Модельер читал лекции, посвященные французской моде, и ежегодно организовывал костюмированные балы. Он считается первым французским дизайнером, создавшим коллекцию в русском стиле и запустившим дочерние марки ароматов, мебели и предметов интерьера.
Отец Пуаре торговал тканями и владел собственной суконной лавкой под названием Espérance. После окончания школы будущий дизайнер стал работать подмастерьем у друга семьи, производителя зонтов. Вечерами он рисовал эскизы, которые продавал владельцам крупных модных домов.
В 1896 году парижский кутюрье Жак Дусе (Jacques Doucet) нанял Пуаре в качестве иллюстратора и стал выкупать все его рисунки. Под руководством Дусе дизайнер разрабатывал костюмы для именитых особ и театральных постановок.
В
1900-м Пуаре покинул модный дом Дусе. Год он отслужил в армии, после чего устроился в House of Worth, которым в то время руководили братьяЖан-Филипп иГастон-Люсьен Ворты (Jean Philippe, Gaston Lucien Worth).В 1903 году дизайнер открыл собственный модный дом на улице Обер в Париже и стал разрабатывать инновационные для той эпохи модели. В первую очередь он упразднил корсет и ввел в обиход бюстгальтер, а также создал «хромую» юбку, которая ближе к подолу становилась экстремально узкой. Среди прочих новаторских силуэтов были «гаремные»
брюки-шаровары , пальто по мотивам японских кимоно иплатья-абажуры . Вопреки спросу на пастельную и спокойную цветовую гамму, которая ассоциировалась с изысканностью и аристократизмом, модельер стал популяризировать яркие и насыщенные оттенки красного, синего, зеленого и фиолетового.Пуаре одним из первых применил популярный у современных брендов маркетинговый прием — стал демонстрировать свои изделия на супруге Денизе (Denise), которая выходила в его платьях не только на показах, но и на светских вечерах, привлекая дополнительное внимание к модному дому.
Работы Поля Пуаре
В 1908 году совместно с художником Полем Ирибом (Paul Iribe) дизайнер выпустил первый модный альбом «Платья Поля Пуаре, рассказанные Полем Ирибом» (фр. Les Robes de Paul Poiret racontées par Paul Iribe), который стал прародителем современных лукбуков. Каталог с эскизами платьев, нарисованными от руки, был разослан представительницам высшего света того времени. Позднее вышел еще один альбом, созданный в сотрудничестве с художником Жоржем Лепапом (фр. Georges Lepape).
Полю Пуаре приписывают создание профессии манекенщицы, однако первым демонстрировать изделия на моделях стал Чарльз Ворт (Charles Worth), в доме которого работал молодой кутюрье. Однако именно Пуаре стал первым брать манекенщиц в турне по разным странам — исключением не стала и Россия.
В
1911-м он устроил показы в Москве иСанкт-Петербурге , после чего авангардные модели дизайнера активно обсуждались в прессе. В этом же году, вдохновившись путешествием по России, Пуаре впервые в истории мировой моды создал коллекцию платьев на русскую тему, получившую название «Казань». Отличительными особенностями линейки стали кокошники, платки с различными вышивками и льняные сарафаны.В 1911 году Пуаре также открыл дочернюю марку парфюмерии Les Parfums de Rosine, названную в честь дочери Розин. Первые духи Toute la Forêt были выпущены в том же году, дизайн упаковки и флакона модельер разрабатывал самостоятельно. Бренд просуществовал до 1929 года.
Всемирную популярность модельер получил, в том числе благодаря театрализованным балам, которые ежегодно устраивал в своем парижском особняке. Один из самых известных получил название «La mille & deuxième nuit» (фр. «Тысяча вторая ночь», 1911). Для создания декора Пуаре пригласил местных художников, на входе работали театральные контроллеры, которые следили, чтобы гости соблюдали турецкий
дресс-код . Дизайнер нанял восточных поваров, которые разработали тематическое меню, фокусников, актеров и балерин для развлечения гостей, а сам предстал в роли султана, окруженного наложницами. Изначально он планировал устраивать такие праздники для узкого круга друзей, но события стали пользоваться спросом у многих представителей высшего света. Позднее модельер стал организовывать тематические балы в разных городах Франции.В
1912-м дизайнер открыл фирму Martine, включавшую ателье по изготовлению мебели и предметов декора в стилеар-нуво , а также школудекоративно-прикладного искусства, в которой обучалисьдевочки-подростки .В
1920-х избыточность и роскошь, отличавшие работы Пуаре, перестали пользоваться спросом у эмансипированных француженок — на смену пришли функциональность и комфорт, которые активно продвигала Габриэль Шанель (Gabrielle Chanel). Дизайнеру не удалось перестроить свой стиль и уловить дух времени, в 1934 году он закрыл модный дом.