Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
В PROfashion Гид
Компания

Amazon

Американская компания электронной коммерции со штаб-квартирой в Сиэттле (шт. Вашингтон, США)
vk shareподелиться в vk tg shareподелиться в telegram

Amazon_logo1.jpg

История компании началась 5 июля 1994 года в Белвью (шт. Вашингтон), где Джефф Безос (Jeff Bezos) основал онлайн-магазин книг Cadabra. В ноябре 1994 года сайт был переименован в Amazon.

В 1997 году компания стала публичной, первичное размещение акций на бирже (IPO) привлекло около 54 млн долларов. Эти средства способствовали дальнейшей экспансии на международные рынки, такие как Великобритания и Германия, а также развитию сервисов платформы, насчитывающей 350 000 клиентов к 1999-му, для сторонних продавцов.

По мере развития бизнеса ассортимент компании пополнялся новыми видами товаров, включая музыку и видеоигры, электронику, товары для дома, программное обеспечение, игрушки, одежду, продукты питания и др.

В 2002 году был запущен Amazon Web Services (AWS), предоставлявший разработчикам API для создания приложений на платформе. К 2006-му сервис позволял сторонним бизнесам арендовать у компании хранилище данных и вычислительные мощности. В том же году Amazon запустила программу, давшую возможность частным лицам и небольшим фирмам продавать товары, используя ее склады и инфраструктуру.

К 2012 году AWS стал ключевым источником дохода, обрабатывая около 1% мирового интернет-трафика и храня 950 млрд файлов. Одновременно Amazon проводила активную политику приобретений, покупая такие компании, как Shopbop (2006) и Zappos (2009) для расширения своего портфеля продуктов и повышения узнаваемости бренда.

Также к значимым событиям в истории компании относятся запуск электронных книг Kindle (2007) и планшетов Kindle Fire (2011), создание Amazon Publishing, приобретение Quidsi (2011), эксклюзивное соглашение с DC Comics о распространении цифровых комиксов (2011) и приобретение Kiva Systems (Amazon Robotics) в 2012 году для автоматизации складских операций. Запуск Amazon Studios в 2013 году позволил компании выйти на рынок производства художественных фильмов и сериалов.

В 2015-м Amazon превзошла Walmart по рыночной капитализации, став ведущим ритейлером в Соединенных Штатах. В том же году компания получила доход от продаж одежды в размере 16,3 млрд долларов, что не имело аналогов среди онлайн-ритейлеров на американском рынке. Устоявшиеся конкуренты в сфере традиционной розницы, такие как Macy’s и Walmart, столкнулись со значительными трудностями, о чем свидетельствовало закрытие 100 и 269 магазинов.

К концу 2015 года, по данным аналитиков R. W. Baird, раздел одежды и аксессуаров на сайте Amazon включал 30 млн товаров, превзойдя ассортимент электроники. Для иллюстрации обширного каталога, требующего 3000 снимков одежды ежедневно, Amazon создала крупные фотостудии в Нью-Йорке и Лондоне. При этом, выстраивание отношений с известными fashion-брендами шло относительно медленно: из 100 крупнейших американских игроков только 16 (включая Calvin Klein, Michael Kors и Tommy Hilfiger) имели официальное представительство на Amazon, остальные пользовались услугами третьих сторон.

Для компенсации отсутствия некоторых популярных марок компания начала развивать собственные. В начале 2016-го Amazon запустила семь собственных fashion-брендов (Society New York, Franklin Tailored, North Eleven, Franklin & Freeman, James & Erin, Lark & Ro и Scout + Ro), под которыми предлагала 1800 товаров: от офисных платьев до детской одежды.

Ритейлер активно взаимодействовал с миром высокой моды, спонсируя важные для него мероприятия — например, первую Нью-Йоркскую неделю мужской моды или Токийскую неделю моды (Amazon Fashion Week Tokyo). Выбор был обусловлен тем, что почти половина продаж Amazon Fashion приходилась на мужскую одежду и аксессуары, а также значимостью японского рынка, который по объему продаж (90 млрд долларов в год) уступал только американскому и китайскому.

Также компания оказывала поддержку молодыми дизайнерам, организуя встречи и конкурсы для студентов ведущих школ моды, включая Институт технологии моды (Fashion Institute of Technology, FIT) и Школу дизайна Парсонса (Parsons School of Design). Для своего сервиса Amazon Video платформа приобрела права на третий сезон реалити-шоу «Модный фонд», в котором десять дизайнеров борются за приз в 400 тыс. долларов перед жюри в лице главного редактора американского Vogue Анны Винтур (Anna Wintour) и главы Совета американских дизайнеров моды Дианы фон Фюрстенберг (Diane von Fürstenberg).

К 2016 году одежду, обувь или модные аксессуары через Amazon приобретали более 40 млн человек из 285 млн активных пользователей.

Ключевым элементом стратегии развития платформы стала программа Prime Now, которая за ежегодную плату в 99 долларов обеспечивала подписчикам бесплатную двухдневную доставку, доступ к Amazon Video и библиотеке Kindle, пробную подписку на Washington Post и доставку 25 тыс. товаров повседневного спроса в течение одного-двух часов за дополнительную плату в 7,99 долларов. К середине 2016 года к Prime Now присоединились 63 млн человек.

В 2017 году Amazon приобрела сеть супермаркетов Whole Foods Market.

Во время пандемии COVID-19 компания продемонстрировала значительный рост, наняв более 100 тыс. сотрудников в Соединенных Штатах и Канаде.

В 2018-м был запущен первый автоматизированный магазин Amazon Go.

Прибыль Amazon за второй квартал 2018 года впервые превысила 2 млрд долларов, а 4 сентября 2018-го рыночная капитализация компании составила более 1 трлн долларов.

В 2021 году основатель интернет-корпорации Джефф Безос занял пост исполнительного председателя совета директоров Amazon, передав должность генерального директора компании Энди Ясси (Andrew R. Jassy), ранее руководившему подразделением Amazon Web Services (AWS).

В 2022 году Amazon вышел на fashion-рынок в офлайн-формате и открыл розничный магазин одежды Amazon Style в США. В первом физическом торговом пространстве ритейлера площадью около 2700 кв. м располагались 36 специальных примерочных, в которых, наряду с выбранными покупателями вещами, предлагались товары, рекомендованные алгоритмом, прогнозировавшим предпочтения покупателей на основе данных, введенных в приложении Amazon.

В апреле 2022-го для компенсации растущих расходов ритейлер ввел «надбавку за топливо и инфляцию» в 4,3% к сборам, которые взимались со сторонних продавцов, размещающих товары на площадке.

В августе 2023 года Amazon ликвидировал 27 из 30 собственных брендов, а также прекратил выпуск мебели под СТМ Rivet и Stone & Beam. В портфеле остались марки Amazon Essentials, Amazon Collection и Amazon Aware. Компания объясняла сворачивание линеек низким спросов, а аналитики связывали эти закрытия с появившейся информацией о наличии у Федеральной торговой комиссии США (FTC) ряда оснований для предъявления Amazon антимонопольного иска.

В ноябре 2023-го маркетплейс закрыл оба работавших в то время в США офлайн-магазина Amazon Style, годом ранее прекратили работу большинство физических точек под собственным брендом, включая книжные магазины, небольшие маркеты Amazon 4-Star с разнообразным ассортиментом и поп-ап-пространства в торговых центрах. Ритейлер заявил, что в дальнейшем физическая розничная торговля Amazon будет ограничена продуктовыми супермаркетами.

В 2024 году маркетплейс снизил размер комиссионных, взимаемых с продавцов изделий стоимостью ниже 15 долларов, до 5%, а ставки на одежду стоимостью 15–20 долларов до 10% (ранее фиксированный сбор по обеим категориям составлял 17%), вступив в конкурентную борьбу с Shein.

К началу 2025 года Amazon сохранял доминирующее положение в сфере электронной коммерции в США. Согласно данным Insider Intelligence, в 2023 году на этот маркетплейс приходилось более одного из каждых трех потраченных онлайн долларов, что примерно в 6 раз больше, чем у его ближайшего онлайн-конкурента Walmart Inc.

tg vk youtube
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Гид

BASK
Российский производитель одежды и снаряжения для экстремальных видов спорта, активного отдыха и путешествий со штаб-квартирой в Москве.
Гранж (grunge)
Стиль, имитирующий образ музыкантов-маргиналов, который получил широкое распространение в начале 1990-х.
ДНК бренда (Brand DNA)
Комплекс базовых характеристик бренда, включающий ценности, философию, цели, эстетику, позиционирование и др.
Хиппи
Контркультурное направление в моде, для которого характерны свободные силуэты, яркие цвета, этнические мотивы и использование натуральных материалов.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю