Alaïa
Бренд был основан в Париже модельером тунисского происхождения Аззедином Алайя (Azzedine Alaïa, 1935–2017) в 1964 году. Первая коллекция prêt-à-porter Alaïa, вышедшая в 1980 году, была презентована на камерном показе мод с участием десяти моделей в парижской квартире дизайнера. Алайя использовал перфорированную ткань, оригинальные
застежки-молнии , металлические элементы в сочетании с облегающими, подчеркивающими фигуру силуэтами, став зачинателем появившегося позднее гламура и получив от СМИ прозвище «King of Cling» (англ. «Король облегания»).В дальнейшем дизайнер сохранил приверженность к организации камерных показов и никогда не придерживался графиков недель моды, представляя линейки по мере готовности.
К 1988 году бутики Alaïa были открыты в
Нью-Йорке ,Беверли-Хиллс и Париже.В
1991-м бренд презентовал коллекцию сезонавесна-лето под названием «Tati», состоявшую из одежды и аксессуаров с узором «гусиные лапки»: курток, костюмов, корсетов, купальников, белья, шорт, брюк, платьев, кепок розового, синего или черного цветов. В показе принимали участие модели Наоми Кэмпбелл (Naomi Campbell), Ясмин Ле Бон (Yasmin Le Bon), Фарида Хелфа (Farida Khelfa), Кристен МакМенами (Kristen McMenamy) и Хелена Кристенсен (Helena Christensen).В середине
1990-х , после смерти сестры, Алайя отстранился от участия в публичных мероприятиях, но продолжал обслуживать частных клиентов и выпускать коллекции prêt-à-porter, которые презентовались в парижском районе Марэ и пользовались коммерческим успехом.В 2000 году Алайя подписал соглашение о партнерстве с Prada Group, что принесло бренду финансовую стабильность и позволило создавать одежду, акцентируя внимание на творческих, а не экономических аспектах.
В
2003-м бренд представил первую коллекцию haute couture, ставшую своего рода ретроспективой самых успешных работ дизайнера.В 2007 году, после возникновения противоречий между Prada Group и дизайнером, Алайя выкупил свой бренд у корпорации и продал его швейцарскому холдингу Compagnie Financière Richemont. Смена владельца позволила сохранить креативную политику бренда и продолжать выпуск люксовых изделий, не пополняя ассортимент марки более коммерчески выгодными категориями товаров.
В
2007-м Алайя вместе с Кристофом фон Вейе (Christoph von Weyhe) и Карлой Соццани (Carla Sozzani) основал Association Azzedine Alaia, ставшую позднее фондом Fondation Azzedine Alaïa, для сохранения архива, в котором за более чем 40 лет было собрано около 25 000 наработок, оригинальных образцов, прототипов и др.В
2013-м модный дом заключил лицензионное соглашение на производство парфюмерии с компанией Beaute Prestige International. В 2024 году в портфеле бренда были четыре аромата, первый из которых, Alaïa Paris, создан в2015-м .В феврале
2021-го , через три года после смерти основателя бренда, новым креативным директором модного дома был назначен бельгийский дизайнер Питер Мюлье (Pieter Mulier), ранее занимавший должность креативного директора в Calvin Klein. Первая коллекция бренда под его руководством была представлена на Неделе высокой моды в Париже. Бережно относясь к наследию бренда, дизайнер представил облегающие трикотажные платья и монохромные образы, состоящие из удлиненной рубашки имини-юбки .В последующих коллекциях бренда были презентованы скользящие по фигуре комбинезоны, кожаные топы,
пояса-корсеты , платья, являющиеся визитной карточкой дома и др. Подчеркивая собственное видение женственности и приверженность развитию модного дома, Мюлье обогатил эстетику бренда силуэтами оверсайз, органично вписавшимися в коллекции.В рейтинге Lyst за четвертый квартал 2022 года Alaïa был назван в числе трех самых динамично развивающихся брендов. В том же рейтинге за
2023-й была отмечена популярность туфель на плоском ходу от Alaïa.К началу 2024 года товары Alaïa были представлены в 59 магазинах в странах Европы, Азии, США, в том числе в 17 собственных бутиках.